На  днях  в  России  отметили  Международный день медицинской сестры. Об особенностях профессии, подготовке кадров, изменении образа современной медсестры «РП» недавно рассказала Людмила КУКУШКИНА, преподаватель сестринского дела в Ржевском медицинском колледже.

– Людмила Леонидовна! В ваш профессиональный праздник традиционно всё внимание обращено на тех, кто работает в сфере практической медицины. А вы, люди, обучающие будущих медсестёр азам профессии, обычно остаётесь в тени…

– И нас, преподавателей медколледжа, бывшие студенты тепло вспоминают – благодарят за знания, умения, навыки, которые мы дали, сделав из них профессионалов своего дела. Да и коллеги поздравляют.
– Ваша фамилия хорошо известна в Ржеве.
– Да, у нас семья медиков. Я посвятила медицине 45 лет, из них 30 – преподаю. Мой супруг – анестезиолог-реаниматолог, сейчас работает врачом функциональной диагностики, дочь трудится старшей медсестрой в сосудистом центре.
Кстати, Юлия работает с девочками из сестричества милосердия, действующего при храме Новомучеников. Не столь давно я и мои коллеги на базе нашего колледжа читали сёстрам милосердия лекции. Заниматься с ними было легко и приятно – удивила их мотивация. Казалось, эти светлые улыбчивые женщины совсем не отягощены земной суетой! Помню, однажды у меня выдался тяжёлый день, а вечером должно было состояться очередное занятие с сёстрами милосердия. Одна подошла и обняла меня, другая, третья – чувствую, стало намного легче! Их задача – помогать людям, нести добро. И это правильно – лучше ухаживать за другим человеком, чем ждать, что кто-то будет ухаживать за тобой!
\
ПЯТЬДЕСЯТ НА ПЯТЬДЕСЯТ
– Но для профессиональной медсестры важны и профессионализм, и личные качества, – наверное, пятьдесят на пятьдесят?
– Суть профессии медицинской сестры, – прежде всего, именно в милосердии, профессионализм приходит позже. Своим студентам всегда говорю: вы должны осознать свои внутренние качества. Если вы любите людей, жалеете их, если вы сострадательны и терпеливы, то это ваше призвание. Остальному мы научим! И робот может безупречно выполнять манипуляции, но он не в состоянии вкладывать в уход за больными душу.
Сестринское дело – это и наука, и искусство одновременно. Несомненно, студенты должны иметь научный подход к своему делу: каковы показания и противопоказания, алгоритм действий? А творчество преломляется через различные грани личности, характера, темперамента медицинской сестры по отношению к больным.
– Существует типология медсестёр?
– Например, есть тип медсестры-рутинёра: больной пожаловался врачу, что плохо спит, врач назначил лекарственные препараты. А тут пациент заснул самостоятельно, но медсестра всё равно его будит, чтобы дать таблетку от бессонницы. Есть сестра-специалист, у которой превалирует механический подход к делу: «пришла, сделала, ушла», и человека за этим не видно. А есть сестра «материнского типа». Своим студентам всегда желаю, чтобы их звали «сестричками». Именно медсёстры материнского типа – самые гуманные, человечные, мудрые. Они умеют даже без слов поддержать больного, и сделать это максимально тактично и бережно. Желаю своим студентам «дорасти» до медсестры материнского типа!
– Да, медсёстры ближе всех к пациенту, они входят в его интимный мир, личное пространство…
– При этом необходимо соблюдать порядочность, интеллигентность, конфиденциальность. Недаром на Руси некогда представителем самой интеллигентной профессии считали земского доктора. Мы учим студентов понимать пациентов, ведь это человек, которому страшно и больно. Поэтому так важно контролировать не только свои слова, но даже выражение лица, чтобы даже через невербальные сигналы не обидеть больного.
Не случайно сестринское дело студенты изучают на втором курсе – на фоне латинского языка, фармакологии, анатомии. Студенты должны понять, правильный ли они сделали выбор, готовы ли этой профессии посвятить всю свою жизнь?
\
РУКА ОБ РУКУ
– Некоторые считают: врач – вот настоящая профессия! А медицинская сестра – это недоучившийся доктор, что ли…
– Я считаю, что хорошей медицинской сестрой (так же, как и хорошим врачом) нужно родиться. Но нельзя разделить врачебную и сестринскую работу – они важны в тандеме. Каким бы классным врачом ни был хирург, какие бы уникальные операции он ни проводил, но если не будет профессионального и душевного ухода за больным, – все его усилия пойдут насмарку. Каждый делает своё дело: врач – врачебное, сестра – сестринское, но оба идут рука об руку.
Пожалуй, прежде медсестру воспринимали только как помощника врача, но сегодня она является полноправной коллегой доктора, и отношение к ней в обществе, её социальный статус меняются. Многие сёстры в последнее время получили высшее образование, – даже мыслить стали по-другому, поскольку имеют хорошую базу медицинских знаний.
\
РЖЕВИТЯНЕ – ЛУЧШИЕ!
– Представитель Ржевского медицинского колледжа недавно был признан лучшим медбратом Тверской области. Мужчины тоже учатся сестринскому делу?
– Да, речь идёт о Диме Слудчике. Сегодня в нашу профессию всё чаще приходят молодые парни, и они, к слову, отлично показывают себя на деле, надолго задерживаются в профессии. Юноши, завершая обучение по сестринскому делу, продолжают учёбу на лечебном. Нашим студентам нравится профессия медбрата. К тому же, когда ребята уходят в армию, они работают в госпиталях и санчастях.
– Ржевский медицинский колледж котируется по уровню подготовки студентов?
– Мы – сильнейшие в области после Тверского медицинского колледжа. Два года подряд я как эксперт участвую в судействе Международного конкурса «Молодые профессионалы России», в котором принимают участие представители всех медколледжей региона. В нынешнем году ржевитянка Аида Дадашова показала очень хорошие профессиональные знания. Конкурс назывался «Медицинская социальная сестра», студентам надо было показать свои умения и навыки не только в стационаре, но также в хосписе и на дому. Аида продемонстрировала великолепные знания и была отмечена жюри.
– Проблема среднего медицинского персонала для Ржева актуальна?
– К сожалению, подготовленные на нашей базе кадры не задерживаются в Ржеве, поскольку здесь очень маленькие зарплаты. Выпускники предпочитают работать в Твери, едут в Москву и С.Петербург. Но где бы они ни работали, всегда благодарят нас за хорошую подггтовку. Некоторые из наших выпускников работают старшими медицинскими сёстрами, руководят сестринским и младшим медперсоналом. Счастлива, когда мои студенты продолжают образование, поступая в вузы.
\
ОДНА СЕМЬЯ
– Тем не менее, в Ржеве осталась ваша дочь, Юлия, и это дорогого стоит!
– Да, Юля пошла по стопам родителей: окончила Ржевское медучилище, работала процедурной медсестрой в неврологическом отделении, потом дочь пригласили в сосудистый центр – на должность старшей медсестры. Наша семья живёт работой, дома мы постоянно говорим о трудовых буднях, и всегда готовы дать дочери необходимый совет. Медицина – наше общее дело, которому мы всей семьёй служим!
– Смысл сестринской помощи – в целостном подходе к человеку, его здоровью и окружению. А на сегодняшний день санитарки – отдельно, медсёстры – отдельно, врачи – отдельно. Это плохо?
– Про стационар ничего сказать не могу, а в нашем коллективе трудятся люди с разным образованием – есть и врачи, и фельдшеры. Но все мы – педагоги, и это нас объединяет! Живём, как одна семья – друг другу помогаем, друг у друга учимся. У нас одна цель – научить наших детей быть, в первую очередь, гражданами своего Отечества. Во-вторых, стать честными, добрыми, порядочными людьми. И, конечно, настоящими профессионалами!
\
НАЕДИНЕ С ФАНТОМОМ
– Медицина – наука живая, процессы обучения развиваются, появляются новые компетенции. Скажем, с нынешнего года для студентов вводится аккредитация?
– Аккредитация проходит по трём дисциплинам: терапия, педиатрия, хирургия. Все необходимые компетенции представлены в виде манипуляций, которыми должен владеть выпускник сестринского или лечебного дела. Аккредитация будет проходить в специально созданных симуляционных кабинетах, оборудованных под определённую дисциплину, например, педиатрию. Они укомплектованы педиатрическими фантомами, соответствующим оснащением, а также камерами видеонаблюдения. Студент оказывается один на один с фантомом, в котором должен увидеть потенциального больного. Экспертная группа, наблюдая за происходящим на мониторах, оценивает его действия. Необходимо набрать 70 баллов и выше, что позволит выпускнику занять рабочие место. Если у медсестры не будет аккредитации, ни один главврач не примет её на работу. Аккредитация подтверждает, что он выполнил манипуляции по трём основным дисциплинам, – следовательно, может работать в хирургии, терапии и педиатрии.
Главное – при системе аккредитации ответственность за проступки несёт не администрация ЦРБ, а человек лично. Мы, педагоги, теперь лучше понимаем, к чему должны готовить студентов. Например, уделять большее внимание развитию коммуникативных навыков, которые также оценивает экспертная комиссия.
– Конечно, отношению к пациенту научить куда сложнее…
– Важно, чтобы медперсонал не пользовался выражениями «бабушка-дедушка», «мужчина-женщина», а запоминал имена и отчества пациентов. Чтобы подчеркнуть, что все они – личности, достойные уважения. Это ведь тоже своеобразное творчество. Когда проходила обучение в Москве, обратила внимание, как медсёстры запоминают имена-отчества пациентов: в каждой палате висят списки больных. Это совсем несложно, было бы желание!
\
ВЛЮБИТЬ В ПРОФЕССИЮ
– Людмила Леонидовна, вы согласны с мнением, что молодые люди становятся более прагматичными, внося дух времени в свою профессию?
– Современная молодёжь – другая, поэтому представителям старшего поколения важно уметь перестраиваться. Педагогу нельзя быть консерватором во всём, иначе общего языка со студентами не найти. Конечно, легко учить людей, которые сделали осознанный выбор в пользу медицины. И гораздо труднее влюбить в свою профессию человека, который сомневается, колеблется… Но это намного интереснее!
– Не жалеете, что сейчас не работаете в практической медицине?
– Более 12 лет отработала в практическом здравоохранении: была старшей медицинской сестрой в городской поликлинике, затем – в хирургическом отделении ЦРБ. Прошла все этапы сестринского дела, знаю работу младшего медперсонала. Когда ещё работала в ЦРБ, администрация медучилища наградила меня грамотой за хорошую работу со студентами. Когда предложили должность преподавателя, я легко согласилась: мне есть, что передать, чему научить молодёжь. Продолжаться в своих студентах – это же здорово! Я вложила в них частицу самой себя, своей жизни, своей души. Один наш выпускник написал мне письмо, в котором были такие строки: «Мы, ваши студенты, разлетаемся по всей России, разнося по всему свету частичку вашего тепла, ваших знаний». Нам, педагогам, это так приятно! У нас очень хороший коллектив, сильная база сестринского дела: Наталья Николаевна Серебрянникова, Светлана Юрьевна Погодина – мы отлично понимаем друг друга. Наш девиз: «Кто, если не мы?!». Конечно, следом за нами придут другие, но пока хочется дать студентам максимум знаний и нывыков.
\
С РАДОСТЬЮ – НА РАБОТУ И ДОМОЙ
– Людмила Леонидовна, поздравим ваших коллег с праздником?
– Конечно! Поздравляю всех своих коллег, медицинских сестёр и студентов! Желаю, прежде всего, здоровья – только здоровый медработник может адекватно оказать помощь больному. Счастья в личной жизни, удачи в работе, благодарных пациентов А главное – с удовольствием ходите на работу и с удовольствием возвращайтесь домой! 
В жизни важно правильно расставить акценты: я – человек старой закалки, нас учили, что работа – превыше всего. Хорошо, что меня всегда понимали дома. Но современные медсёстры, в первую очередь, – это мамы. Для них на первом месте – семья и дети, а работа – на втором. Думаю, это неплохо: ведь наши дети тоже хотят заботы, внимания, ласки. Оглядываясь назад, порой думаю: может быть, не стоило так зацикливаться на работе? Но что сделано, то сделано. Жизнь прожита, и я ни о чем не жалею. Я счастлива!
– Благодарю вас за интервью.
Ирина КУЗНЕЦОВА. Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

12345 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...