Вопросы ЖКХ для жителей нашей страны давно вышли на первый план. Это, в общем-то, неудивительно при постоянном росте цен на и так дорогие услуги коммунальщиков – в отличие от того, что качество этих самых услуг не меняется, нередко оставаясь на самом низком уровне. Для города Ржева названные проблемы ещё более значимы, поскольку до сих пор в сфере ЖКХ так и не наведён порядок, который устраивал бы все стороны. Это касается и водоснабжения, и содержания домов, да и с подачей тепла и горячей воды тоже не всё ладно. Но на фоне общей пока не радостной картины есть примеры иного рода, когда собранные деньги тратят с умом, расходы контролируют сами жители МКД, и они же принимают решение, куда именно направить полученные средства. Такие положительные моменты характерны для сравнительно новой формы управления многоквартирным домом, которая носит название «товарищество собственников жилья». Скажем, около двух лет назад ТСЖ было создано в доме №85 на улице Урицкого. С председателем товарищества Г. А. Останиной мы беседуем о достижениях и сложностях, которые ожидают тех, кто ступил на путь самостоятельного существования в жилищно-коммунальной сфере.


– Галина Анатольевна, расскажите, как вообще появилась идея об организации ТСЖ в многоквартирном доме?

– В этом не было ничего особенного и неожиданного. Как только появился закон о капитальном ремонте, стало понятно, что нельзя полагаться на волю случая и надеяться на то, что кто-то будет заботиться о нас больше, чем мы сами. Было заявлено, что в интернете любой житель МКД может найти информацию о том, когда будет капитально ремонтироваться дом, в котором он проживает. Не поленилась, зашла в интернет и увидела, что для нашего МКД сроком для капремонта обозначен 2030 год. Это значит, пятнадцать лет ждать неведомо чего и совершенно не представлять, куда идут деньги – твои и соседей. Знаю, что радости такие мысли людям не доставляют, но дальше возмущения и выраженного на словах несогласия пошли немногие. А мы решили, что нельзя ждать милостей от кого бы то ни было, и начали процедуру создания ТСЖ. В этом деле нам очень помогла юрист С.В. Окунева и общественная организация «Качество жизни», зарегистрированная в Твери. Общественники приезжали в Ржев, подробно знакомили желающих со всеми тонкостями создания ТСЖ. По итогам всех встреч и переговоров мы лишь укрепились в необходимости организации товарищества, тем более что наиболее энергичные люди меня активно поддержали. В марте 2014 года было назначено общее собрание жильцов дома по вопросу создания ТСЖ. Причём у нас фактически не один дом, а целых три – с десятилетним разрывом ввода в эксплуатацию. Собрать необходимое большинство было непросто, но нам это всё-таки удалось. И жители дома были настроены однозначно – ТСЖ должно появиться.

– Знаю, что для ряда домов, пожелавших выйти из-под опеки управляющих компаний, возникли непредвиденные сложности. Их не хотели отпускать, появлялись постоянные придирки к оформлению документов, приходилось их неоднократно переделывать. Порой не составляли договоры, не хотели отдавать документы и т.п. А как проходил процесс у вас?

– Достаточно динамично. Мы провели собрание, на котором почти 80 процентов жильцов проголосовали за создание ТСЖ. Но были и такие, кто не хотел этого (к слову – большинство из них сейчас изменили своё мнение). Определили, сколько будем собирать дополнительно средств на канцелярские нужды и прочие расходы. Люди отнеслись с пониманием к такой необходимости, против никто не был. На собрание мы приглашали представителей администрации города и управляющей компании. Правда, не пришли ни те, ни другие. Тем не менее, мы очень быстро начали оформлять документы. В этом нам активно помогала О.А. Антонникова, на тот момент – секретарь главы Ржевского района. Начали мы действовать 16 марта, а в первых числах мая 2014 года наше ТСЖ было зарегистрировано. Так что никаких длительных хождений по мукам в данном случае не было.

– Что произошло дальше?

– Дальше надо было определиться со способом управления домом. Для начала мы создали два счёта: первый – для сбора средств на капитальный ремонт, второй – для сумм, направляемых на содержание дома. В первый год существования нашего ТСЖ было решено не прекращать отношения с обслуживающей нас управляющей компанией. Тем более что нам были известны хорошие примеры такого сотрудничества. Мы составили договор, в чём нам помог бывший межрайонный прокурор А.И. Андреев. Руководитель управляющей компании А.Н. Парецкий с большим удовольствием пошёл нам навстречу, приняв обязательства по обслуживанию дома. Но первый же год показал, что это не совсем то, чего мы ожидали. Как общественники мы каждое утро шли в «аварийку» и озвучивали различные надобности. Но проблемы дома не слишком волновали наших управляющих. Люди в квартирах как мёрзли, так и продолжали мёрзнуть, вода по-прежнему стояла в подвалах, а канализационные трубы – давали течь. Через полгода таких хождений терпение наше начало истощаться. Мы потребовали у УК отчитаться, но какой уж там отчёт – мы не смогли даже узнать, сколько собирается денег. Дальше тянуть эту лямку было уже бессмысленно. В июне 2015 года собрание собственников жилья пришло к выводу: пора переходить на самоуправление. Опять-таки для нас всё прошло благополучно – не было проблем с передачей документов, нам отдали всё сразу, даже карточки регистрации. Тогда и началось наше самостоятельное существование.

– Насколько сложно было начинать действовать самостоятельно, ведь у нас в городе фактически нет специализированных обслуживающих организаций – естественно, помимо управляющих компаний.

– Да, сложности, конечно, были. Пришлось самостоятельно заключать соглашения с ООО «Ржевтеплоэнерго», Водоканалом, МКП «БиЛД». Наши квитанции в первый месяц-два были неточными – пришлось вносить коррективы. Но с этой проблемой мы справились довольно быстро. Первым делом поменяли трубы и установили общедомовые приборы учёта тепла. Нужно было приобрести три счётчика, копили деньги и ставили во всех трёх домах. Занималось этой работой ООО «Ржевсантехмонтаж» – специалисты компании сделали всё на совесть. И уже отопительный сезон 2015-2016 г.г. мы начинали с установленными в МКД тепловыми счётчиками. Первые же платежи показали значительную экономию. Судите сами: только за два осенних месяца нам удалось сэкономить на отоплении 3 тысячи рублей. Весной у нас тоже будет хорошая экономия. Люди это видят, иногда даже приятно удивляются, получив платёжки. Почти сразу мы занялись частичной заменой труб канализации в 3, 10, 11 подъездах. Заменили все краны в подвале дома старой постройки, и теперь, чтобы провести ремонт труб или сантехнического оборудования в отдельно взятой квартире, не нужно перекрывать весь дом – достаточно перекрыть один стояк. Из своего опыта могу сказать: найти хорошего, ответственного специалиста сейчас не проблема – есть и сварщики, и сантехники, которые будут работать добросовестно, поскольку они лично заинтересованы в продолжении сотрудничества. Ещё одна проблема, которой мы озаботились, – большие расходы на общедомовые нужды (ОДН). Поначалу грешили на пиццерию, которая находится в одном из наших домов, а чтобы проверить догадки – вызвали комиссию. После проведённой проверки выяснилось, что пиццерия тут не при чём. Стали сами передавать общие показания по дому, предварительно списывая данные с индивидуальных счётчиков. В итоге выявили несколько квартир, где показания выглядели весьма сомнительно. Не хочу сказать, что это была сознательная практика по их занижению, – возможно, проблема крылась в неисправных приборах учёта. Мы заявили о необходимости поменять счётчики, и процесс уже пошёл. А ещё – стали менять в подъездах лампы накаливания на светодиодные и устанавливать датчики движения на первых этажах. Теперь то же самое делаем на пятых этажах. Прошло меньше года с того момента, как мы отказались от услуг управляющей компании, но я готова отчитаться за каждый потраченный рубль – и делами, и документами.

– Нельзя не заметить, что это довольно заметные подвижки за непродолжительный срок самостоятельного существования ТСЖ. Планы на ближайшее будущее, наверное, столь же значительные?

– Мы продолжим работу в сфере энергообеспечения – будем менять щиты, рубильники, светильники, ставить датчики движения на всех этажах. Сейчас, когда накопились деньги, сделаем и частичный ремонт крыши, не дожидаясь, так сказать, 2030 года. Непременно займёмся содержанием дворовой территории – начнём огораживать детскую площадку и делать стоянку для машин. Причём для строительства автостоянки будет создана специальная инициативная группа. Продолжим заниматься и ремонтом внутренних систем водо- и теплоснабжения, канализации, заменой задвижек. Ну, и, конечно же, как только по-настоящему потеплеет и всё подсохнет, – обязательно проведём субботник, приведём дворовую территорию в порядок.

– Не стану больше морочить людям голову и скажу, что сама живу в этом доме и могу подтвердить всё, о чём вы рассказали выше. Галина Анатольевна, а что бы вы могли сказать тем людям, которые не хотят больше отдавать свои кровные неизвестно кому, но боятся вступить на путь создания ТСЖ, предполагающий немало сложностей?

– Только одно: не надо преувеличивать трудности, которые, конечно же, будут. Как говорят в народе, глаза боятся, а руки делают. Товарищество собственников жилья – самый лучший и наиболее эффективный способ управления домами. И я горячо рекомендую жителям Ржева перенять наш опыт. Для начала можно создать свой счёт, не разрывая отношения с управляющей компанией. А дальше будет видно – оставаться ли партнёрами УК или пуститься в самостоятельное плавание. Главное – не бояться действовать и верить в свои силы. Тогда всё у вас обязательно получится!

 

Вера ГЛАДЫШЕВА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

12345 (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...