В  год,  когда  Ржеву  исполнилось  800  лет, символичный 80-летний юбилей отмечает и средняя школа №1 имени А.С. Пушкина. И если о городе можно сказать, что он становится старше, поскольку это действительно так: что-то ветшает, что-то разваливается, отдельные объекты реставрируются, другие – не подлежат восстановлению, – то со школой всё ровно наоборот. Потому что школа – это не здание, точнее – не только здание. В значительно большей степени это учителя и дети, культурные и образовательные традиции, которые формируют некий «дух» школы, её особую атмосферу. И в этом плане совершенно не важно, где какие кабинеты находятся, меняют ли они своё расположение, растёт ли здание школы или, наоборот, уменьшается. Когда оказываешься в родной школе спустя годы – понимаешь: несмотря на видимые изменения, она осталась всё той же. Именно поэтому и возникают присказки типа «второй дом» – они ведь относятся именно к этому «школьному духу», а не к самому зданию. Школа, сколько бы ни было ей лет, всегда молода. Этот «статус» ей обеспечивает постоянный круговорот учеников. Новые поколения ржевитян приходят сюда снова и снова, другие – покидают школьные стены. И в стремлении соответствовать всё новым тенденциям и современным задачам учителя тоже находятся в постоянном движении. И это движение – противоположно течению времени, это движение разума вспять, против стрелок биологических часов.


С ИМЕНЕМ ПУШКИНА

Здание Пушкинской школы за 80 лет изменилось более чем полностью. И при этом – осталось прежним. Только цифры «1936» на фасаде намекают на её солидный возраст. 80 лет – это полноценная история, целая жизнь. Здание школы было построено в 1936 году – в то самое время, когда в Советском Союзе после длительного переходного периода сформировался социализм. Социализм сформировался, так скажем, не везде, точнее – неравномерно, что совершенно естественно. Район со звучным названием «Облуп» в Ржеве был как раз таким, где имели заметную силу религиозные настроения.

fbn20102016-1-2

Религиозный метод постижения мира был не слишком совместим с методом научным, и для того, чтобы дать гражданам современное образование, доступ к новым знаниям и технологиям, а также в целях организации культурного досуга, в «Облупе» и была построена школа. Это было первое в городе школьное здание, которое стояло особняком, не являясь частью жилого дома или церкви. Новой школе присвоили номер 9, что свидетельствовало о наличии в городе предыдущих восьми. И это было действительно но так: до Великой Отечественной войны в Ржеве было 10 средних, 5 семилетних и 10 начальных школ, в которых учились 10 000 маленьких ржевитян.

fbn20102016-1-3

С обретением школой имени А.С. Пушкина тоже связана интересная история. 100-летие смерти великого поэта отмечал весь Советский Союз: на заводах и фабриках ставили спектакли, выпускали стенгазеты и листовки. А среди школ Ржева проходил конкурс на лучшую постановку по произведениям Пушкина. Девятая школа в «Облупе» поставила отрывок из «Цыган». При поддержке ржевского театра, который помогал с костюмами, а также с костром из пионерских галстуков и вентилятора, спектакль прошёл на ура. Настолько успешно, что школе присвоили имя великого поэта. И она стала первой в истории города именной школой. А потом началась война.

Все знают, что во время 17-месячной оккупации Ржева фашистами эти изверги не только уничтожили все культурные объекты города, но и использовали в своих целях здания школ. Скажем, школа имени Пушкина стала конюшней – в точном соответствии с высказыванием Адольфа Гитлера: «…Было бы разумнее установить в каждой деревне громкоговоритель, чтобы таким образом информировать людей о новостях и дать им пищу для разговоров; это лучше, чем допустить их к самостоятельному изучению политических, научных и т.п. сведений». Фашисты не предусматривали наличие на оккупированных территориях объектов образования, и вовсе не потому, что были необразованными скотами, а потому, что считали скотом другие народы. Никаких школ, училищ и культурных центров на подконтрольной «цивилизованным европейцам» территории варварской России не должно было быть! «НА ЛЮБОЙ УЧАСТОК РАБОТЫ – КАК В БОЙ»

Советские граждане считали иначе. И сразу после того, как фашисты оставили город, в Ржев были направлены специалисты, призванные восстановить народное образование. И одним из них стала Ольга Алексеевна Зверева. Ситуацию, сложившуюся на момент освобождения города, можно охарактеризовать строками из её дневника, фрагментом беседы с председателем Горсовета Сергеем Комаровым: «Каждый, кто приехал на ржевскую землю, где будет жить и трудиться: рабочий на заводе, колхозник в поле, машинист на паровозе, учитель в школе, врач у постели больного – должны и будут жить одной мыслью – <…> идти на любой участок работы, как в бой. Все будем строить новый Ржев. Впереди много трудных годов. Но коммунисты не боятся трудностей. Для них нет никаких преград».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

12345 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...