В связи с возведением Ржевского мемориала  Советскому  солдату  наш  город  удостоился  особого  внимания  федеральной  и областной власти, выделившей средства на асфальтирование улиц, ремонт фасадов и благоустройство общественных зон. В Ржеве сразу прибавилось туристов, которые раньше были у нас довольно редкими гостями. А где туристы, подсказывает мировой опыт, там и деньги — и чем больше туристов, тем больше денег. Многие призадумались: а чем ещё приманить дорогих во всех смыслах гостей? Вот и мне пришла в голову одна идея – может, слегка завиральная, а может быть, вполне практичная.


ЖИВОПИСНОЕ МЕСТО НА ВОЛГЕ

Наверное, все ржевитяне знают острова на Волге, что располагаются ниже Вознесенского (он же Казанский) собора. Их всего шесть: два длинных и узких, прилегающих к Казанке; один большой, напоминающий по очертаниям кита и располагающийся более-менее по центру реки; рядом с ним маленький – «китёныш» и два не длинных, но и не узких – у противоположного (Смоленского) берега.

Здесь издавна любили купаться ржевитяне. Не так давно силами Владимира Карпова и прочих энтузиастов на противоположном от собора берегу был оборудован пляж. Хотя слово «пляж» всегда ассоциируется если не с морскими волнами, то уж с песочком непременно – а здесь песочек в дефиците, им покрыты только два или три «пятачка» у самой воды. Тем не менее, благодаря кабинкам для переодевания, берег теперь всё-таки выглядит как пляж – по крайней мере, в тёплую погоду, когда эти «пятачки» и трава возле них покрываются телами загорающих ржевитян.

А вот острова, украшающие Волгу, остаются незадействованными. Между тем так было не всегда. Сошлюсь на собственный опыт. В начале шестидесятых годов прошлого века (Боже, как давно это было!), будучи учеником начальной школы, мы с приятелями частенько бегали сюда. Сколько там было ребятишек – уму непостижимо! И они не только купались и загорали, но и промышляли – ловили мелкую рыбёшку, которой тогда, ещё до хрущёвской халтурной химизации сельского хозяйства, было видимо-невидимо. Куда они все пропали? Я и о тех, и о других. Ну, рыба-то, понятно, пресловутой химией повывели – вместе с лягушками и раками. А вот ребятишки…

И чем, вы думаете, ловили? Удочками? Как бы не так! Удочки – это так, баловство. Ловили рыбу… вилками. Да, самыми обыкновенными вилками, которыми после, уже дома, её же, пожаренную заботливой мамкой, и ели. То есть вилки у них служили как бы миниатюрными острогами. Так что бродили эти почти первобытные рыболовы то по щиколотку, то по колено в воде и время от времени ловко поддевали на вилку шмыгавших у них между ног рыбёшек: то уклейку, то плотвичку, то пескарика… А то и подлещика! Или переворачивали лежащие в воде камни – и почти под каждым сидел маленький такой, но очень вкусный налимчик.

И так по всем берегам первых трёх островов, особенно вброд по проливам между ними, где когда-то были сделанные из забитых в дно отрезков брёвен плотины, которые создавали напор воды для расположенной ниже по Волге лесопилки (её и сейчас можно увидеть на старых фотографиях). Некоторые так наловчились, что за утро накалывали целую связку. Кого-кого, а самого рыбака уже можно было накормить, не говоря уже о кошках.

«КАМЕННЫЙ ВЕК ПОД РЖЕВОМ»

Да, раз я уже отвлекся от темы, то вспомню ещё одну историю из тех времён. Как раз тогда я увлёкся первобытной историей. И вот, поднимаясь как-то с приятелем после купания в гору, машинально поднял попавшийся под ноги камень. Глядь – а камень-то правильной прямоугольной формы, плоский и с аккуратной дырочкой посередине. Я так и взвился. Каменный топор! Ну, не топор, поскольку без лезвия, но уж молот, или, скромнее, молоток – точно! Показал его приятелю. «Да ну, – говорит, – какой это молоток!». – «А что тогда?». – «Куриный бог». То есть просто камень с естественно образовавшимся отверстием.

Я ему как-то сразу поверил и камень выбросил. А на другой день подумал: а если это всё-таки первобытный молоток? Надо бы кому-нибудь знающему человеку показать. Побежал на Волгу – уже один, без скептика-приятеля. Пришёл на то самое место. Ищу-ищу – нет молотка! То ли кто-то его нашёл и подобрал, то ли он так неудачно упал, что попал в какую-нибудь ямку и замаскировался. Нет моего молотка, и всё! Может, и сейчас там лежит, нового, более проницательного историка дожидается…

Кстати, основатель первого Ржевского музея и по совместительству директор Ржевской гимназии Симсон таким образом по берегам Волги в Ржеве и окрестностях в начале прошлого века насобирал огромную коллекцию первобытных орудий. А потом даже книгу написал – «Каменный век под Ржевом». Сейчас часть этой коллекции, если не ошибаюсь, находится в запасниках Исторического музея в Москве, а то, что осталось на месте, пропало во время войны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.