– Лучше бы его не было, этого дуэта! – жёстко заявил Геннадий Ореликов, один из двух авторов экспозиции в малом зале ВЗ, отвечая на мой телефонный звонок ранним утром субботнего дня.

Спросил его довольно прозаично:

– Как получилось, что два художника, живущие в разных местах, одновременно оказались в одних стенах?

К слову сказать, Геннадий Николаевич (по возрасту почти мой ровесник – в прошлом году ему исполнилось 80) – архискромнейший человек. Из таких, если верить классикам, чиновники вьют верёвки, а добряк только диву даётся, как это ловко у них получается.

– У меня немало работ, которые вполне могли бы заполнить малый зал полностью, – продолжил беседу художник, – но администрация ВЗ почему-то решила разместить ещё и Веру Полякову из Сычёвки. Может быть, потому что она – наша ровесница? (Смеётся). Но школа-то разная – вы в этом сами убедитесь! Не спорю, картины размещены удачно, освещение хорошее, лучше, чем в малом зале в Твери, где недавно состоялась моя выставка.

За плечами Г. Ореликова – богатый послужной список. После школы – худграфучилище, после него – другой худграф, в пединституте им. Герцена, – всё это в Ленинграде. Он – участник всех без исключения выставок Тверского отделения Союза художников РФ – не только в области, но и за рубежом. Награждён золотой медалью СХР «Духовность. Традиции. Мастерство» (2013) – за вклад в музейное дело, которому отдал лучшие годы жизни.

Впечатлила фраза из пресс-релиза: «… Его пейзажи отличаются тщательной прорисовкой деталей», что совершенно не соответствует действительности. Геннадий Ореликов – не раб рисунка, а свободный импровизатор, то есть, как он сам говорит, «рисую, пишА», и этим гордится. Художник не склоняет голову над карандашной линией, хотя, разумеется, не позволяет краске растекаться по огромной поверхности холста, который сам покупает в магазине, затем грунтует и только потом пишет, отказавшись не только от бумаги, но и от стекла (в этом – его авторская находка). Правда, новая техника несколько непривычна для зрителя, привыкшего к традиционной, многослойной акварели, – именно такой учат в художественных школах. На центральной стене разместились сразу четыре работы: «Утро на озере», «Последний снег», «Копчение» и «Ледоход» – они и держат весь зал своей композиционной устойчивостью.

Из этих четырёх выделяется портрет матери, улыбающейся женщины в белом платке, занятой нехитрым, но важным делом – копчением рыбы. Есть ощущение, что она беседует с кем-то, кто находится за пределом холста. Её лицо выражает скорее беззаботность, нежели скуку от прозаического занятия. Сохраняя единый цветовой ключ, художник по-разному пишет лицо, одежду и фон. Лицо выполнено со знанием каждой морщинки, тончайшими лессировками, нежнейшей светлой краской. Одежда прописана широкой кистью, легко и свободно, она даже чуть утоплена в «воздухах». Руки, занятые делом, чётко прорисованы светлой охрой.

«Победители» (2011) – работа, посвящённая военной поре, напоминает кадр из художественного фильма. Она слегка вытянута по горизонтали и воспринимается с любого расстояния, подтверждая эпичность жанра. Художник решает две задачи: выразительную и изобразительную. Следуя логике времени, он применил испытанный приём экспрессивного искажения – поезд словно идёт на излом, его вагоны, наполненные солдатами, трещат от перегрузки. Но сами военнослужащие, выжившие в кровавой мясорубке войны, – наоборот, улыбаются, смеются, поют песни: «Победа!». Женщина с детьми, изображённая на переднем плане, словно родных, приветствует победителей. Художник выбрал угол зрения несколько снизу, что помогло акцентировать внимание на теплушках, придать им монументальность, вовлечь зрителя во взаимодействие с изображённым на картине, стать участником радостных событий. При этом фактура живописи настолько рельефна, что, кажется, картина написана не акварелью, а маслом.

«Портрет дочери» (1981). В пору его написания художник ещё не увлекался акварелью на холсте, поэтому портрет создан в устоявшейся реалистической манере. Темноволосая девушка с нежной, перламутровой кожей. Грудь и лицо прописаны размывкой по чуть влажной бумаге. Мягко смоделированное лицо с большими, словно увлажнёнными глазами. Нежно-розовые губы, выдающие юный возраст. Мазок художника почти неуловим, цвет растекается на шее, руках, корсаже, лицо модели, насыщенное красотой молодости и женственности, будто светится. Серый спокойный фон подчёркивает добродушный характер девушки – работа написана в лучших традициях реализма, добросовестно изученного художником в институте им. Герцена. В натюрморте «Розы» поражает лаконизм содержания цветовой гаммы любимых многими цветов, слитность серебристого фона и стекла, фактура которого отчётливо выделяется в пространстве холста небольшого размера. Сам цветок написан обобщённо, но лепестки строго выделены мягким, нежным валёром, отличающим его от всех остальных – например, от лохматого пиона.

***

Вера Полякова известна ржевскому зрителю много лет, ещё с той поры, когда работала на комбинате жаккардового ткачества, участвуя в каждой городской выставке. После выхода на пенсию стала преподавать изобразительное искусство в Сычёвской художественной школе, являясь неизменным участником экспозиций в Смоленске, Вязьме, Гагарине, Новодугино. Художницу воодушевляет красота родного края – с храмами, осенними берегами и букетами цветов в натюрмортах. Полякова далека от экстравагантных экспрессий, авангардных течений и сверхмодных новшеств. Как и все женщины, она приземлена и видит прекрасное рядом с собой.

В календаре «Художники города 800-летию Ржева» есть работа В. Поляковой «Старый Ржев». На картине изображён дом близ Покровской старообрядческой церкви (странно, что не наоборот), причём на передний план попали железные гаражи. Написано звонко, хлёстко, мужской рукой, без скидки на женскую слабость. Мазок уверенный, жёсткий, взятый от лучших представителей акварельной школы, форма предельно обобщена, фактура, взятая в сочной, холодной, серо-зелёной гамме, лишена случайных оттенков. Последнее качество – жёсткость письма – видимо, и побудило организаторов выставки к объединению таких разных авторов. Скромные по размерам работы Поляковой нашли место в малом зале, чем и удовлетворили честолюбие художницы.

По поводу художественной галереи, в которой так нуждается город, есть хорошая новость, вероятно, последняя. Она будет открыта в год 75-летия Победы, то есть в 2020-м. Об этом мне сообщила Ольга Машкова, заместитель руководителя городского отдела культуры – мол, помещение найдено, осталось только довести дело до ума – произвести ремонт, переехать и торжественно открыть. Ну, что же, будем жить в ожидании столь знакового события!

 

Павел ФЕФИЛОВ, искусствовед, член Союза художников РФ. Фото автора

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.