День работника скорой медицинской помощи – самый молодой праздник в календаре профессиональных дат. В 2020 году президент Владимир Путин акцентировал внимание на важности службы «03» в борьбе с коронавирусом, придав дате 28 апреля официальный праздничный статус. Но мы решили не дожидаться информационного повода, а побеседовать о буднях службы с Андреем ДЁМИНЫМ, старшим фельдшером подстанции Ржев Тверской ССМП.


Но для начала напомним: в 2021 году Тверская область в числе первых регионов ЦФО завершила централизацию системы скорой медицинской помощи. В результате были объединены станции и отделения СМП в районах области. И сегодня на уровне Единого диспетчерского центра скорой и неотложной медицинской помощи организован приём вызовов из муниципалитетов. Независимо от местонахождения человека при наборе номеров «03» (со стационарного телефона) и «103» (с мобильного) – вызов поступает непосредственно сотрудникам ЕДЦ в Твери. Диспетчеры распределяют бригады по вызовам в пределах региона – в соответствии с едиными алгоритмами оказания скорой и неотложной помощи.

НЕ ТОЛЬКО РЖЕВСКИЙ ОКРУГ

– Ржевская подстанция обслуживает не только Ржевский муниципальный округ: в подчинении находятся 8 юго-западных районов области, – рассказывает Андрей Дёмин. – До 17 бригад работают на все районы, 6-7 бригад – на наш округ. По нормам одна линейная бригада полагается на 10 тысяч населения. Норматив по экстренным вызовам: 20 минут – по городу, до часа – по району (в зависимости от отдалённости населенного пункта).

– Андрей Владиславович, какие перемены в тверской медицине вы бы отметили?

– Сейчас постоянно пересматриваются стандарты и алгоритмы медицинской помощи, что позволяет улучшать её качество. Работа отделения скорой помощи упростилась, благодаря частичной цифровизации: информация о вызове поступает на планшетный компьютер, туда же фельдшеры заносят информацию о вызове и оказанной помощи.

БЫСТРО ДУМАТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ

– Да, но у сотрудников скорой всё же очень непростая работа. Существует ли у вас дефицит молодых кадров?

– Более сложная ситуация сложилась в отдалённых юго-западных районах, но смены на подстанции Ржев укомплектованы: в прошлом году к нам пришли 10 выпускников Ржевского медицинского колледжа. Обучение в нашем медколледже традиционно на высоте: прошло более 30 лет, как я его окончил, но у меня до сих пор сохранились самые тёплые воспоминания! Рад, что и свою руку к процессу обучения приложил – читаю студентам лекции, провожу консультации, работаю с практикантами.

Работа в скорой помощи примечательна тем, что следует очень много знать, быстро думать и оперативно принимать решения. Бывают такие практиканты, которые словно родились на скорой! Они вливаются в коллектив мгновенно. Но есть и другие, которым тяжело принимать решения, поскольку не каждый человек готов взять на себя ответственность за чужую жизнь. Скорая предполагает особую оперативность: быстро приехал, оценил ситуацию, поставил диагноз, оказал экстренную помощь, а в случае необходимости – госпитализировал. Не каждый может так работать. В настоящее время к скорой помощи предъявляют очень много требований: надо уметь работать с современным медицинским оборудованием, большим количеством медикаментов…

– Какими ещё качествами должен обладать фельдшер?

– В первую очередь, он должен быть профессионалом. Не менее важно держать свои эмоции под контролем, но при этом оставаться коммуникабельным, ведь мы работаем с людьми. Фельдшер должен быть уверен в себе, в том, что, выезжая на вызов, справится с поставленной задачей и сможет оказать помощь в полном объёме. К тому же сотрудник ССМП должен постоянно развиваться и учиться.

ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ

– Не случайно же вы участвуете в конкурсах профессионального мастерства!

– После реорганизации в 2021 году мы участвуем в конкурсах постоянно. В нынешнем году бригады соревновались в проведении сердечно-лёгочной реанимации с использованием имитационного тренажёрного оборудования, а также в оказании экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Уверен: и в реальной ситуации все бригады выполнили бы свою работу на все 100%! Конкурсы – прекрасная возможность проверить себя на прочность в нестандартной ситуации и лучше познакомиться с коллегами из других районов. А ещё это мотивирует к углублению знаний.

В прошлом году первое место заняла команда Нелидовской подстанции, которая чуть позже вошла в состав Ржевской, так что на сегодняшний день переходящий кубок остаётся у нас. Все мы – одна большая и дружная семья. Встречаем полное понимание со стороны тверского руководства: всегда есть поддержка, можно позвонить старшем врачу смены, получить консультацию. Такое взаимодействие дорогого стоит…

ЕЖЕДНЕВНОЕ ИСПЫТАНИЕ

– А в чём главное отличие работников скорой от других медиков?

– Сотрудники скорой – это спецназ медицины. Они работают в постоянно меняющейся обстановке, в ситуации оказания экстренной помощи, когда счёт идёт на минуты… Наш главный инструмент – глаза и руки, поскольку у нас нет УЗИ, нет лаборатории, нет рентгена. При этом следует правильно оценить обстановку и по возможности наиболее точно поставить диагноз.

– Подскажете алгоритм действий при вызове скорой?

– Чётко называйте домашний адрес. Если это деревня, то какого именно района – в нашем регионе очень много дублирующих названий деревень. Далее следует сообщить фамилию, имя, отчество пациента, его возраст, конкретные жалобы. Некоторые хитрят – жалуются на боли в сердце. Приезжаем, а там – банальная температура. Необходимо чётко отвечать на вопросы диспетчера.

– Жизнь реально спасали?

– Да, и не раз. Но, к сожалению, мы не боги: бывало и так, что люди уходили, хотя ты сделал всё, что мог. Болезни коварны, а жизнь человеческая – очень хрупка. Буквально несколько секунд, и вместо живого человека перед тобой – бездыханное тело… Психологически тяжело, когда пациенты уходят: мы же всё пропускаем через своё сердце. Порой одного вызова достаточно, чтобы психологически ты был выжат, как лимон…

Но в то же время при всей моральной и физической тяжести работа наша очень интересная! Мы, словно артисты, играющие разные роли. И терапевты, и неврологи, и хирурги, и травматологи, и гинекологи, и педиатры, и окулисты… Буквально за сутки можно пройти все болезни по справочнику скорой неотложной помощи! Один рабочий день не похож на другой, и это всегда – испытание характера, знаний, умений, опыта.

– Радует, что сейчас обратили внимание на вашу службу?

– Когда на медицину обращают внимание, это всегда отрадно. Наш главный врач Григорий Абрамович Юдицкий, при котором построили здание скорой, говорил: мы – словно ночная ваза, о нас вспоминают, когда уже совсем невтерпёж. Сейчас медицину воспринимают как сферу оказания услуг, но у меня к работе совершенно другое отношение – меня учили оказывать именно помощь.

ПОМОЩЬ ЭКСТРЕННАЯ

– Каковы конкретные показания, по которым нужно вызывать скорую?

– Наша служба оказывает экстренную помощь, а не плановую. Люди порой это не понимают и вызывают нас вместо участкового терапевта. Скорая помощь обслуживает экстренные вызовы, когда реально нужно спасать жизнь, – при инфарктах, острых нарушениях мозгового кровообращения, ДТП, утоплении, суициде и так далее. К сожалению, сейчас практически нет разъяснительной, профилактической работы. Вот и приходится людям рассказывать о лечении их недугов, хотя это задача участкового терапевта…

ПСИХОЛОГИЯ, ДИПЛОМАТИЯ И ПОЛИЦИЯ

– Некоторое время назад по стране прокатилась волна нападений на врачей скорой…

– Да, бывали такие случаи, но мы их огласке не предаём. Руководству своему докладываем, заявления в полицию пишем. У меня самого был подобный инцидент: на санитарку напал пьяный мужчина. Я его скрутил ещё до приезда полиции… Такие случаи в основном не имеют критичных последствий. Ведь кто в основном нападает? Люди, находящиеся в изменённом сознании из-за алкоголя или наркотиков. Поэтому во время дежурства вооружаемся навыками психологии и дипломатии, а в экстренных случаях вызываем полицейских.

ВЕТЕРАНЫ И МОЛОДЁЖЬ

– Да, рабочий коллектив – как вторая семья. И за всех приходится переживать?

– У нас есть люди, которые отработали не только 10-15, но и 30-40 лет! Недавно одна из наших ветеранов ушла на заслуженный отдых, отработав на скорой 49 лет. Наталья Ивановна Довгаль, фельдшер по приёму вызовов, работает почти 50 лет. Чуть отстают Валерий Павлович Иванов и Ольга Алексеевна Сидорина. В 1988 году пришли в скорую Елена Николаевна Цветкова, Светлана Витальевна Демина, Лариса Дмитриевна Веретенникова, Елена Валерьевна Черноусова. Да и молодёжь у нас сегодня надёжная! Впитывает опыт, как губка. На самом деле сейчас у большинства сотрудников скорой – высокий уровень подготовки.

– Для ржевской молодёжи работа на скорой – отличный шанс: приличная зарплата, возможность остаться в родном городе…

– Да, у нас выросли требования, но и зарплата далеко не та, что была три года назад. В связи с реорганизацией изменилась система оплаты труда, существует хорошее стимулирование. Ржевская подстанция – это 115 сотрудников, а если с районами – 250. Медики, водители, вспомогательный и управленческий персонал. Тверская ССМП на сегодняшний день – самое крупное учреждение здравоохранения региона по численности сотрудников, обеспечивающих работу службы.

СПАСТИ ЧЕЛОВЕКА

– Андрей Владиславович, на скорой люди работают в команде. Несколько слов о водителях – они обычно остаются за кадром…

– Водитель – полноценный член бригады. От его профессионализма зависит очень многое, и если я уверен в человеке, мне всё равно, с какой скоростью он едет. Просто говорю: надо быстрее! А водитель уже сам принимает решения, взяв на себя ответственность за соблюдение ПДД. Движение в городе стало намного интенсивнее, машин всё больше. Порой приходится ездить с проблесковыми маячками и звуковой сиреной…

– Пропускают?

– Не всегда – такова у нас культура вождения. Некоторые водители, если мы даже едем без спецсигналов, скорую пропускают. Понимают, что кому-то мы сейчас очень нужны. А некоторым – без разницы. Думают только о себе. Но попробуй к таким вовремя не приехать!

История из жизни: одна из машин не пропускала нас на трассе, но наш водитель всё же умудрился её обогнать. Приехали в посёлок, оказываем помощь ребёнку, и тут та самая машина въезжает во двор. Оказывается, в ней ехали родители мальчика…

– Что вы чувствуете, зная, что от вас зависит жизнь человека?

– Это немного философский вопрос. Скорее, чувствую ответственность за качество своей работы. Церковь учит, что мы здесь лишь в гостях, а из школьного курса физики знаем закон сохранения энергии. Не скажу, что я глубоко верующий человек, но в некоторых ситуациях начинаю просить Бога за своих пациентов. И Он – помогает. Мы должны сделать всё возможное и невозможное, чтобы спасти человека. Да, не всё в наших силах, но если в критической, порой безнадёжной ситуации удаётся помочь человеку, в сердце приходит тихая радость…

– Благодарю вас за интервью.

Ирина КУЗНЕЦОВА

Фото: Денис Васильев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.