Продолжаем серию публикаций по ржевской истории, основанную на статьях из ржевских газет, выходивших в Ржеве сто лет назад. Итак, «Ржевская коммуна», сентябрь-октябрь 1918 года. Напомним читателям: «Ржевская правда» одиннадцать месяцев назад отметила свой 100-летний юбилей. И руководитель ПАО «Электромеханика» Виктор Вениаминович Константинов сделал старейшему изданию города (а значит, и всем ржевитянам) замечательный подарок – электронный вариант газеты за 1917-й и 1918 годы.


ПОКУШЕНИЕ НА В.И. ЛЕНИНА

Как известно, 30 августа 1918 года на руководителя советского государства Владимира Ильича Ленина эсерка Фаина Каплан совершила покушение. Вождь революции был тяжело ранен. И «Ржевская коммуна» уже 3 сентября публикует текст радиограммы «К покушению на т. Ленина». И замелькали на страницах газеты заголовки: «Да здравствует красный террор!», «Побольше жестокости!».

Ржевитяне восприняли покушение на Ленина как продолжение белого террора. Они высказывались резко, а порой попросту жестоко. Раздавались призывы раздавить капиталистическую гадину, за кровь вождя пролив кровь его врагов. Из номера в номер появлялись публикации под заголовком «Состояние здоровья т. Ленина».  Через несколько дней стали выходить и статьи более оптимистического свойства – с названиями «Ильич почти здоров», «У постели выздоравливающего».

Но гневные отклики на предательские выстрелы по-прежнему публиковались. Так, 10 сентября в газете было размещено обращение Совета депутатов Ржева и Ржевского уезда. В этом документе говорится, что советская власть «скорбит и болеет, негодует и возмущается подлыми приёмами наших классовых врагов…».

Вообще, нужно заметить, что информация о событиях в стране и за рубежом занимала до двух третей полос в ржевской газете послереволюционного времени. Объяснялось это не только важностью событий (революция, переустройство государственной системы в целом, Гражданская война), но и тем, что люди жили крайне бедно, покупать центральные и областные издания они не могли в силу материального положения.

\

ГИБЕЛЬ ГРАЦИНСКОГО

Отряд ржевитян под командованием первого военного комиссара Ржева Василия Васильевича Грацинского в это время находился на Восточном фронте. И отважный военком отправлял в Ржев свои размышления – отчёты о ходе боевых действий. Так, 7 сентября газета публикует письмо с фронта – за лаконичной подписью «Грацинский».  2 сентября Василий Васильевич погиб. Сообщение о его смерти пришло в редакцию с опозданием. Лишь 10 сентября на первой странице «Ржевской коммуны» в траурной рамке появляется сообщение: «Храбрый боец революции, благородный вождь Красной Армии Василий Васильевич Грацинский погиб». Далее следует первый некролог, редактор газеты Стернин сообщает: «Ещё один пал в великой революционной борьбе».

А на следующий день (газета выходила почти ежедневно) вышел номер, целиком посвящённый В.В. Грацинскому. Наверное, единственный раз за столетнюю историю «РП» все страницы издания были посвящены памяти одного человека – первого военного комиссара (причём они вышли в траурных рамках). Первый редактор ржевской советской газеты И.Х. Бодякшин написал статью под названием «Несколько строк о товарище Грацинском».

Руководители города, рядовые труженики в своих публикациях обещали продолжить дело первого военкома. Некоторые товарищи откликнулись на гибель Василия Васильевича в стихах. И ещё долго в газете появлялись статьи, озаглавленные примерно таким образом: «К седьмому дню похорон товарища Грацинского».

\

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ГОРОДЕ И УЕЗДЕ

В начале сентября в газете был опубликован приказ Ржевского военкомата: со 2 сентября в городе и уезде вводится военное положение. Предусматривался ряд мер по ограничению гражданских свобод. Было запрещено проведение митингов, собраний, процессий, демонстраций. С 11 часов вечера и до 7 часов утра в Ржеве было запрещено передвижение лиц, не имевших на то специального разрешения.

Владельцам огнестрельного оружия предписывалось сдать его в трёхдневный срок. Причём это требование распространялось исключительно на беспартийных, у входящих в РКП(б) оно (до винтовок включительно) сохранялось. Любопытный момент: и военное положение объявляли, и приказ о сдаче оружия в Ржеве выпускали далеко не в первый раз. Но то ли эти требования не выполнялись, то ли люди, сдавшие винтовки и наганы, обзаводились новыми.  В газете публиковались и приказы о призыве в Красную Армию. Назывались сроки, когда и какой возраст будет призван. 13 октября прошла информация о проведении в Жуковской и Тереховской волостях Ржевского уезда митингов, резолюции которых затем также были опубликованы. Суть этих документов сводилась к призыву: «По первому зову пойдём на защиту завоеваний революции!».

В «Ржевской коммуне» этого периода также можно найти сведения о национализации домов у местных богатеев. Так, в номере  от 4 сентября сообщалось: национализированы дома у Марии Яковлевны Болоболиной, Сергея Павловича Мясникова, братьев Поганкиных, Василия Ивановича Пояркова и Алексея Григорьевича Сафронова. В материале под заголовком «Обыск у «Нобеля» (номер от 18 сентября) идёт речь о том, что в магазине Нобеля (кроме нефтехранилища он имел в Ржеве и торговое предприятие) было произведено изъятие товаров – сахара, табака, чая, масла и других.

\

О МЕСТНОЙ ЖИЗНИ

Из публикаций в «Ржевской коммуне» можно узнать немало интересного из жизни ржевитян и жителей уезда сто лет назад. К примеру, в короткой заметке читателя под названием «Ну и построили!» рассказывается о новых деревянных мостках – от улицы Большая Ильинская (сейчас – улица Ленина) до Александровского вокзала (Ржев-1). Автор возмущается, что мостки построены с такими зазорами, что нога в щели проваливается. Вот и получается ни то – ни сё: и от грязи не избавились, и дорогую обувь на таких мостках ржевитяне порвать рискуют, – с горечью резюмирует ржевитянин.

В этот период вступает в активную фазу борьба с религией и священниками. В «Ржевской коммуне» появляются стихи и проза с такими заголовками: «В царстве попов», «Что деется в поповском царстве». Если ещё зимой 2018 года для большевиков эта тема находилась под запретом, то со временем их позиция резко изменилась.  Интересное письмо ржевитянина В. Кротова было опубликовано в газете от 21 сентября – под заголовком «Как относятся врачи к рабочему классу». В этом материале автор сообщает: когда он заболел, решил обратиться к врачу Сахарову. Тот отказался прийти к больному и посоветовал обратиться в земскую больницу. Но Кротов, зная, что там всегда много пациентов, послал жену к Германсону. Врача дома не оказалось. Поехали к Берсеневу. Тот тоже был занят. В общем, не получил автор письма медицинской помощи. Вот он и обратился к властям через газету – наведите порядок в медицинском обслуживании!

А вот ещё одна публикация, связанная с медициной. Автор заметки поведал о том, что, проходя мимо земской больницы, увидел на здании вывеску: «Хирургическое отделение земской больницы имени Н.И. Болоболина». И тогда задумался ржевитянин: как такое может быть, что больница носит имя купца? И предложил назвать её в честь В.В. Грацинского.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.