Стереотипное представление о том, что женщинам не дано должным образом управлять транспортом, а тем более общественным, легко опровергает ржевитянка Марина Модзолевская. Четыре года изящная блондинка крутит баранку автобуса, а чаще всего Марину можно встретить на городском пассажирском маршруте №3.


ИЗ ОКНА АВТОБУСА

– Марина Анатольевна! Считаете ли вы свою работу призванием, или вас привела к этому жизненная необходимость? Не сожалеете о том, что в своё время сделали такой выбор?

– Нет, для меня эта профессия – вовсе не жизненная необходимость. Я действительно люблю водить, и мне приятно находиться за рулём автобуса.

– Когда едете по улицам Ржева, о чём обычно думаете?

– Моя главная задача – качественно и надёжно перевозить пассажиров. Автобус – большая, тяжёлая машина. Вести её безопасно, плавно тормозить и маневрировать можно, только сосредоточившись. И я всё время сконцентрирована на дороге. Конечно, общаюсь с пассажирами, но стараюсь меньше говорить, чтобы не отвлекаться.

Мой основной маршрут – №3 (Калининские дома – Нижний Бор – Склад-40 – ЦРБ – Старый мост – ул. Разина). Вид города из окна автобуса мне нравится, замечаю, как Ржев преображается. Так, в обновлённом парке на Красноармейской набережной вижу много детей. И мы с внучкой там недавно гуляли – ребёнку понравилось!

НАЙТИ СЕБЯ

– Марина Анатольевна, как в семье отнеслись к вашему профессиональному выбору?

– Когда решила попробовать себя в качестве водителя автобуса, близкие меня поддержали, хотя до этого я работала мастером производственного участка на швейной фабрике.

– Выходит, вы радикально сменили сферу профессиональной деятельности?

– Да, воплотила в жизнь свою давнюю мечту. Меня всегда привлекала техника, хотя в моём детстве машины в семье не было. Впервые села за руль автомобиля в 30 лет, а теперь профессионально вожу общественный транспорт. Ну, а дома у меня сохранилась швейная машинка, и в свободное время я с удовольствием шью для семьи.

– То есть, вы нашли себя в качестве водителя автобуса?

– Мне кажется, самое главное – в том, что я чувствую себя органично за рулём, искренне люблю свою работу и делаю её профессионально! Мы, водители автобуса, доставляем людей на работу и с работы, раньше всех встаём, позже всех ложимся. Но при всей своей сложности эта работа приносит массу положительных эмоций.

Думаю, женщина вполне может найти себя в нашем деле. Тем более что на нашем предприятии есть та самая стабильность в жизни, которую мы обычно так ценим! Сотрудники ООО «Верхневолжское АТП» трудоустроены по ТК РФ, получают полный социальный пакет, хорошую зарплату и оплачиваемый отпуск. Плюс комфортные условия труда: все наши водители работают на современных и безопасных автобусах. Одним словом, меня всё устраивает.

АВТОБУСНЫЙ ДРЕСС-КОД

– Марина Анатольевна, во время рейса вы всегда в форменной одежде. Не надоедает?

– Да, у нас есть своеобразный дресс-код, но меня вопрос формы вообще не напрягает. Мне кажется, это вполне логично, ведь все современные автобусы оформлены в едином стиле. Я бы даже сказала, что они украшают улицы Ржева, повышают статус общественного транспорта и профессии водителя!

К тому же наша форма красивая – строгая белая блузка, элегантный галстук, классические брюки. Внешний вид водителя автобуса – это ещё и определённый уровень культуры.

ЖЕНЩИНАМ – ДОРОГУ!

– Не было у вас мысли отправиться в Москву или Тверь, поработать там?

– В Ржеве я стала первой женщиной-водителем автобуса: тогда директор МУП «Автотранс» Илья Горохов сразу принял меня на работу, хотя я имела лишь категорию, а опыт нарабатывала уже в новом качестве. Порой как женщина-водитель сталкиваюсь с предубеждениями, но их легко развеять, хорошо показав себя в деле. Да, директор тогда в меня поверил, и он не ошибся! Я благодарна Илье Николаевичу, который открыл дорогу не только мне: сейчас ещё три женщины водят пассажирский транспорт в Ржеве.

На новых автобусах работать гораздо легче: лёгкий руль, коробка-автомат, в кабине тепло и уютно. Одним словом, приглашаю ржевитянок на работу в Верхневолжское АТП!

ЧУВСТВО ЛОКТЯ

– И это приглашение можно адресовать всем женщинам, которые рискнут круто поменять свою жизнь?

– Специфика работы женщины-водителя ничем не отличается от требований, которые предъявляются к мужчинам. Мы на равных с ними обязаны проходить медосмотр и контроль механика перед выпуском на линию, получать путевой лист, проверять техническое состояние автобуса.

На предприятии у нас есть мощная поддержка, то самое «чувство локтя», которое традиционно сохраняется в водительской среде, поэтому любой вопрос решается оперативно. Я здесь чувствую себя органичной частью единого коллектива. В Верхневолжском АТП в основном работают мужчины, но и женщины пользуются заслуженным уважением.

– Если автобус сломается на линии, кто его будет ремонтировать?

– Возникающие во время работы на линии мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов, могу устранить самостоятельно. В более серьёзных случаях на помощь приходят автомобильные слесари и айтишники, которые устраняют неполадки с электроникой.

ВОДИТЕЛЬ-ПЕДАГОГ

– Марина Анатольевна, насколько я знаю, вы ещё и водитель-наставник. Обучение женщин отличается от обучения мужчин?

– Как наставник провожу стажировку водителей. В обучении важен не только профессионализм, но и педагогическое мастерство. Можно быть отличным водителем с многолетним стажем, но при этом не состояться как грамотный педагог, умеющий понятно и в нужном порядке объяснить материал. Под моим руководством стажировку успешно прошли восемь человек – и мужчины, и женщины.

«СПАСИБО ЗА ДОСТАВКУ!»

– Кстати, хотела уточнить: бывает, человек спешит на автобус, подбегает к остановке. И в этот момент автобус трогается с места. Дело в графике движения, который нарушать нельзя?

– Когда пассажиры зашли в салон, двери закрываются, и водитель, трогаясь с остановки, смотрит в зеркало на машины, следующие с левой стороны. А если человек подбегает справа, водитель может его попросту не заметить, поскольку в этот момент сконцентрирован на выезде на дорогу. И когда автобус уже отъехал от остановки, остановиться мы уже не можем.

– Бывают случаи, когда отдельные пассажиры ведут себя неадекватно?

– При работе с людьми очень важно умение общаться, быть выдержанной, тактичной. И мне приятно, когда пассажиры в конце поездки говорят тёплые слова в мой адрес – понимаю, что работаю не зря! Конечно, могу сгладить конфликтную ситуацию, если она вдруг возникнет, но в основном в неё вмешиваются сами пассажиры. На своём маршруте постоянных пассажиров знаю в лицо: люди заходят, улыбаются, здороваются, а при выходе благодарят: спасибо за доставку!

– «Женщина за рулём абсолютно непредсказуема»… Это стереотип?

– Если уж женщины берутся за какое-то дело, то стараются делать его максимально хорошо. Мне кажется, представительницы прекрасной половины человечества лучше понимают, что такое комфортное вождение: не гонят без необходимости, плавнее тормозят. Стереотипы о женщинах за рулём – это ерунда! За рулём вообще нет женщин или мужчин, бывают только хорошие или плохие водители. Порой удивляешься, насколько непрофессионально ведут себя на дорогах мужчины…

ЦВЕТЫ – ВОДИТЕЛЮ!

– Приближается 8 Марта – пассажиры поздравляют вас в этот день?

– В прошлом году пассажиры-мужчины женщинам-водителям цветы дарили! Вниманием мы не обделены – и коллег, и пассажиров.

– Поздравим автоледи Ржева с Женским днём?

– Конечно! С наступающим праздником! Желаю всем здоровья и благополучия, чтобы любимые мужчины вас баловали, а дети и внуки – радовали. Удачи и – весеннего настроения!

– Благодарю вас за интервью. С праздником весны и – удачи на дорогах!

Ирина КУЗНЕЦОВА

Фото Дениса Васильева.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.