В течение 30 лет поисковое движение Ржева объединяет в своих рядах неравнодушных людей, сопричастных к судьбе своей Родины. Поисковики искренне и бескорыстно возвращают в семьи и в нашу общую память имена безвестно павших солдат и офицеров той Великой войны. Но, как известно, война не закончена до тех пор, пока не захоронен последний солдат. На мемориале советским воинам обрели вечный покой останки 17 233 защитника Отечества, причём из этого числа стали известны имена лишь 619 бойцов Красной Армии…
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
– Наша цель – поиск павших в годы Великой Отечественной войны солдат и офицеров, – рассказывает руководитель поискового движения Сергей Петухов, – а также установление их имён, поиск родных. Мы также помогаем родственникам найти место захоронения их погибших отцов, дедов, прадедов… Начиная с весны 1989-го и по 1991 год ржевский отряд «Память 29-й армии» участвовал в ежегодных всесоюзных, а затем и всероссийских «Вахтах Памяти». В 1993-м произошло объединение существовавших на тот момент отрядов «Память 29-й армии» (г. Ржев) и «Память» (Ржевский район). Мы остались единственной организацией, которая продолжила поисковую работу на нашей территории.
В 1997-м на правах самостоятельной единицы отряд вошёл в состав Тверской областной общественной поисковой организации – ВПЦ «Подвиг», объединившей поисковиков со всей области. В 2005 году, после оформления в качестве общественной организации, мы стали именоваться «Военно-историческим поисковым центром «Память 29-й армии». Задачи у нас остались те же, но к ним добавилась музейная работа, а также деятельность по патриотическому воспитанию молодёжи. Мы участвуем в организации и проведении перезахоронения останков павших защитников Отечества на мемориальном кладбище советских воинов в Ржеве. А на базе Центра патриотического воспитания действует музейная экспозиция нашей поисковой организации.
\
ВЗЫСКАТЬ ПОГИБШИХ
– Сергей Михайлович, 19 апреля в Ржеве состоялась торжественная церемония открытия обастной «Вахты Памяти-2019», также в городе отметили 30-летие поискового движения. Эти 30 лет прошли буквально на ваших глазах. Когда готовились к памятной дате, анализировали пройденный за эти годы путь? Что вспоминали, чувствовали?
– Что чувствовал? Скорей бы снова в лес – заняться работой! Как только сошёл снег, поисковики уже выехали на раскопки. Мы работаем, пока погода позволяет, – порой вплоть до Нового года. За 30 лет много чего произошло в жизни – и в моей, личной, и в судьбе всей страны… Три десятилетия назад поисковое движение было представлено не на столь высоком официальном уровне, как сейчас. Нами больше двигала некая романтика, хотя на тот момент я уже отслужил в армии, как и многие другие участники отряда. Не знаю, что в наших душах происходило, но мы знали: останки советских солдат лежат на местах боёв не захороненными по-человечески, и с этим надо было что-то делать.
Начали встречаться с местными жителями – люди нам многое рассказывали и показывали. Так, например, выяснили: сразу после освобождения Ржевского района в 1943-м поля начали обрабатывать, а трупы погибших солдат, которых там было немало, убирали и «прихоранивали» до лучших времен. Затем началась наша работа в архивах. В 1988 году состоялся учредительный съезд поискового движения – таким образом на государственном уровне официально подтвердили его существование. Тогда же мы провели первое захоронение в посёлке Победа Ржевского района. А год спустя в горкоме комсомола дали «добро» на нашу деятельность, даже форму выдали камуфляжную — редкость по тем временам.
Первая сводная поисковая экспедиция проходила в Новгородской области, потом началась работа в Ржевском районе. Нами двигало одно стремление – найти останки наших солдат, установить их имена, сообщить родственникам, похоронить со всеми воинскими почестями…
– Может быть, 30 лет назад участники поискового движения вкладывали в это дело больше души, личного, человеческого участия? Сейчас поисковая работа вышла на официальный уровень, ей придаётся государственное значение, выделяется финансирование. Ваши внутренние переживания изменились за это время?
– Без поддержки государства мы, конечно же, продолжили бы свою деятельность, но не сделали бы и половину из того, что уже удалось. Нас всё время спрашивают: «Расскажите, как вы к этому пришли? Как решили посвятить жизнь поиску погибших?». Да, заниматься поисковой работой сложно – особенно трудно найти свободное время. Ведь люди работают у нас на общественных началах, исключительно на энтузиазме, а поиску следует уделять достаточно много личного времени. Всегда говорю потенциальным поисковикам: если вы ожидаете, что вас за это на руках носить станут, благодарить, – разочаруетесь. В нашем движении работают разные по возрасту, социальному статусу, профессии люди, но все они объединены одной целью – взыскать погибших, неизвестных солдат той Великой войны. Думаю, это осознанная гражданская позиция, поскольку поисковикам не безразлична судьба солдат и офицеров, которые погибли, освобождая Ржев и Ржевский район.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.