К 95-летию Валентина Титовича Степанченко
Это наша страна, это наша история. Это время, которое необратимо. Все дела его – практика, а не теория. Все дела его – суть, а не звонкое имя.
Но это имя – Валентин Титович Степанченко – помнит Ржев. Человек с большой буквы, Почётный гражданин города, кавалер двадцати орденов и медалей Родины, отдавший всю свою жизнь без остатка служению людям. В Ржеве есть улица имени Степанченко, школа имени Степанченко. И есть его храм – Оковецкий кафедральный собор, на восстановление которого в своё время поднял общественность города Валентин Титович. А вот теперь – информационный баннер в его честь – в микрорайоне, который был построен, благодаря усилиям этого выдающегося руководителя и неординарного человека.
Торжественное мероприятие по случаю открытия баннера состоялось сегодня на пересечении улиц Степанченко и Республиканская, в парке его имени, который со временем будет развиваться и благоустраиваться. Здесь собрались люди, знавшие Валентина Титовича лично, его коллеги, товарищи, единомышленники, актив Совета ветеранов и школьники, а также рядовые жители микрорайона. Многие вспомнили, каким при жизни был В. Степанченко, отметив при этом, что он – из породы редких людей, которые прежде думали о ближних, и в самую последнюю очередь – о себе. Немало добрых слов в адрес Валентина Титовича сказали ген. директор ПАО «Электромеханика» Виктор Константинов, глава города Роман Крылов, руководитель научного центра ТвГУ Андрей Белоцерковский, председатель Ржевского Совета ветеранов Галина Мешкова, благочинный Ржевского районного округа, протоиерей Константин Чайкин, бывший начальник цеха краностроительного завода Василий Лушин, экс-директор средней школы №9 Юрий Кузовкин, руководитель КСШОР №1 Юрий Артемьев и другие участники мероприятия. Но, пожалуй, лучше, чем сын, об отце не расскажет никто. Поэтому сегодня мы предоставляем слово Георгию Степанченко.
ГОРДЫЕ ЛЮДИ – ВОРОВАТЬ НЕ УМЕЛИ – В молодости отец человеком религиозным не был, – рассказывает Георгий Валентинович. – Родился в 1925 году. Село Блешня Черниговской области на Украине. Дед, Тит Денисович, в молодости участвовал в гражданской войне. В Константиновке, что на Донбассе, познакомился с Варварой Павловной, моей бабушкой. Родился первенец – Валентин. По рассказам бабушки, дед имел надел в пойме реки, каждую весну его заливало, но он стал сеять гречиху, которую позже всех сажают, и завёл пасеку. На мёде и поднялся. В коллективизацию пасеку забрали в колхоз, а деду предложили ею заведовать. «А мёд получать буду?» – поинтересовался дед. – «У мёда да без мёда не останешься», – намекнули ему. – «Я у себя свой собственный мёд воровать не умею», – ответствовал он. И подался в Москву, на строительство Дворца Советов.
Бабушка тоже была человеком гордым, воровать не умела. На трудодень тогда приходилось 200 граммов зерна. В учебниках истории писали, как эксплуатировали крестьян кулаки и помещики: на жатве 8 снопов шли жнецу, а 7 – хозяину. Сноп – полкило зерна. За день зарабатывали пуд зерна, а здесь – 200 граммов. Бабушка рассказывала, что когда в колхозе начали работать, все бабы пошили шаровары, хотя раньше ходили только в платьях. Вместо карманов в шароварах были прорези, в которые ссыпали зерно. До колен насыпали, возвращались домой, еле ноги переставляя. Бабка говорила: «Никто бы не осудил, но я так не могла». Жили впроголодь. Однажды один из братьев отца даже упал в голодный обморок. Спасали лесные дары – ребятишки там травки собирали, корешки, в сезон – грибы да ягоды.
СУДЬБА ИЛИ ЧУДО? Каким был его первый трудовой опыт? Решили открыть клуб в деревне. По брёвнам разобрали и перевезли из соседнего села, где находился женский монастырь, деревянную часовню и келью. Прислали мастера-жестянщика, чтобы перекрыть крышу будущего клуба, и он попросил дать в помощь смышлёного пацана. Мать говорит: «Учись, сынок! Хорошая профессия». Что из этой учебы получилось? Мастер оказался страшным матерщинником. Как только 12-летний ребёнок это услышал – сразу заявил: «Я у тебя работать не буду!». И ушёл. Мастер приходил домой, просил прощения, но отец отказался вернуться.
В 1940-м году дед решил устроить старшего сына на работу в Москве и помог ему поступить в ремесленное училище при автомобильном заводе имени Сталина, впоследствии переименованном в честь Молотова, и, наконец, в честь первого директора – Лихачёва. Когда началась война, отец, которому на тот момент исполнилось 16 лет, стал работать на производстве мин для «катюш». Мины громадные, в результате кисти его рук стали вдвое больше за тот год. Есть даже фотография – сидит мальчишечка, а руки!
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.