№46 21 ноября 2013 года

Правящий архиерей Ржевской епархии встретился с руководителями городских школ.

Школу  – вечно юную планету,
Господи, спаси и сохрани!

Правящий архиерей Ржевской епархии встретился с руководителями городских школ, чтобы обсудить вопросы взаимодействия учреждений образования с Русской Православной Церковью. Почему возникла идея подобной встречи? Сегодня люди всё чаще связывают ожидания в области противодействия негативным явлениям современности с традиционными ценностями, носителем которых является Церковь. Например, день сегодняшний характеризуется значительным влиянием социальной и медийной среды потребительского общества на становление личности ребенка. И педагогические возможности только школы и семьи оказываются недостаточными для организации духовно-нравственного воспитания. Восполнить этот пробел может именно Церковь, ведь православие – вовсе не идеология, не набор абстрактных убеждений, а жизнь, наполненная любовью.

Диалог получился открытый и доверительный, поскольку в зале библиотеки им. Островского собрались единомышленники, коллеги, друзья. Епископ Адриан вручил Благодарственные письма директорам, коллективам школ и учреждений дополнительного образования, искренне поблагодарив всех за сотрудничество. И высказал некоторые соображения относительно воспитания и образования подрастающего поколения.

ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ

Встав за кафедру, епископ Адриан почувствовал себя в своей стихии (владыка давно преподает в Тверском государственном университете) и прочитал увлекательную лекцию о том, что духовно-нравственное просвещение – составная часть любого учебно-воспитательного процесса.

Школа, где не передают нравственные начала подрастающему поколению, выпадает из традиций, а значит – способствует не созиданию общества, а его разрушению. Проблема в том, что мы сегодня отошли от традиционного воспитания. Детям навязывается идеология индивидуализма, прагматизма, что вызывает у них развитие иллюзорных ценностей. По сути, основополагающим институтом воспитания является именно школа. И ответ на вопрос о том, как нам вернуться к основным принципам педагогики, лежит на поверхности – необходимо вернуть детей к Истине. Ведь именно дети особенно чутко реагируют на нравственные темы, ценностные вопросы, а позже острота переживаний, связанных с ними, теряется. Но нам, наследникам великой страны, дабы продолжать нашу историю, необходимо сделать образование таким, чтобы оно обеспечивало устойчивость русской цивилизации. Сегодня Отечеству необходимы люди, принимающие судьбу России как свою личную, осознающие собственную ответственность за её настоящее и будущее, укоренённые в духовных и культурных традициях своего народа. И ведь всё это когда-то было. Но вернется ли?

С КРЕЩЕНИЯ РУСИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Владыка в кратком историческом экскурсе напомнил, что история системного русского образования началась с Крещения Руси, которое мы приняли от Византии – образованнейшей страны своего времени. Тогда основой педагогической практики было духовно-нравственное образование человека. В основе педагогического процесса лежало богословие, которое отвечало на самые главные насущные вопросы. Человек, который получал в школе правильное духовно-нравственное направление, все свои знания направлял на созидание своего Отечества, а ради истины и правды готов был жизнь отдать.

Но в XVII веке происходит перелом. И происходит не где-нибудь, а в богословии. Богословская наука становится схоластической – наука ради науки. Меняется вектор развития, меняется политическая ситуация, экономическая. Внутренний компас перестает ориентировать общество в правильном направлении. А что же мы видим в XXI веке?

– Сегодня, когда мы говорим о нравственном воспитании, мы говорим об отношении человека к внешнему миру, – продолжил правящий архиерей. – Но духовность гораздо глубже – это внутреннее состояние души человека. Помните, Ушинский говорил о работе сердца? Именно сердце является сущностью нашей жизни. От того, о чем мы думаем, от того, о чем мечтаем, какие вынашиваем желания, зависит та сущность, которая и определяет человека. Общество распадается, когда теряется нравственность. Основное состояние человеческой души – это наполненность её любовью. Это та основа, которая даёт возможность человеку жить, развиваясь, быть свободным человеком. Но свобода – это не произвол. Свобода – это когда людьми не обладают страсти и порочные желания. Ведь не надо человека учить быть раздражительным. Он сам это в себе продуцирует. Не надо говорить о том, что он гневаться должен – он сам источник этого гнева. Но нужно быть воспитанным, нужно уважать старших – это и есть работа над душой, к которой призвана школа. В противном случае мы получим здоровенных дубин, бессердечных и бездушных.

ДОБРУ И ЗЛУ ВНИМАЯ РАВНОДУШНО

Что еще должна дать школа, по моему мнению? Правильное мировоззрение. Мировоззрение – компас в жизни. Церковь говорит: добро и зло – две разные вещи. Ведь если нет Бога – нет вечности, какая разница, как жить? Каким станет общество, если родители говорят ребенку: ты должен окончить школу, получить высшее образование, пристроиться на работу, где платят много денег. Не служить своему Отечеству, а брать от него! Идеологией нашего общества становится богатство, удобство, удовольствия. Мы растеряли великое наследие, которое оставили нам предки.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.