На прошлой неделе президент России В.В. Путин в 14-й раз беседовал со страной. Всякий раз в канун проведения «прямой линии», да и после общения с гражданами возникает одна и та же тема – а нужен ли вообще такой формат, что нового для себя слышит глава государства и, наконец, скоро ли у нас закончится управление в ручном режиме? Те, кто мыслит подобным образом, на самом деле меньше всего заинтересованы в том, чтобы «прямая линия» увенчалась успехом, граждане увидели действующего, энергичного президента, а тот, в свою очередь, услышал огромную страну, почувствовал её проблемы и успехи, отдалённые мечты и близкие потребности. А ведь именно так и бывает на каждой «прямой линии» с президентом, и уже только поэтому она необходима. Но есть ещё и другие, не менее важные моменты – россияне получают цельное представление о том, что нас ждёт в ближайшем будущем, куда мы все движемся, каково положение России в окружающем мире. Вопросов, как всегда, к В. Путину было множество, разбираться в них, оценивать и анализировать придётся ещё не одну неделю. Но среди этих вопросов были и такие, которые касались практически каждого жителя страны. Вот на них и хотелось бы сегодня остановиться.


О ДВУХ БЕДАХ. Первый вопрос из Омска прозвучал ещё по пути в колл-центр, где проходило общение президента с народом. Екатерина жаловалась на состояние дорог в городе. Президент ответил так: «Я… посмотрел, как тратятся дорожные фонды, и выяснилось, что денег там, в общем-то, немало, но они нередко уходят нецелевым образом на решение других задач. Считаю, что, конечно, надо будет, первое, окрасить расходы из дорожного фонда, против чего раньше всегда возражали руководители регионов Российской Федерации. Потому что это было для них, и является до сих пор, определённым загашником, что ли, из которого можно взять средства на другие цели, ведь это не запрещено законом. Второе, что можно сделать оперативно и дополнительно. В этом году принято решение увеличить акцизы на моторное топливо на два рубля. Минфин в силу известных сложностей с бюджетом планирует забрать эти два рубля в федеральный бюджет. Думаю, что здесь нужно найти компромисс и, как минимум, один рубль всё-таки оставить в дорожных фондах регионов РФ. Речь идёт о сумме в 40 миллиардов рублей, и в целом это, надеюсь, повлияет на качество дорог». Эх, Владимир Владимирович, всё правильно сказано и про дорожные фонды, и про акцизы, которые должны дать приличные деньги на капитальный ремонт и строительство дорог. Но как быть с тем, что из года в год повторяется одна и та же история – выделенные средства – и в прямом, и в переносном смысле – бросаются в грязь при ремонте дорог. Бесконечный Сизифов труд! Но на нём кто-то очень неплохо наживается. Сколько живут наши люди, столько лет они видят одну и ту же картину, от которой люди перестают верить в то, что у нас в обозримом будущем появятся современные дороги. Думается, пришло время глубокого анализа, сколько в различных регионах должен стоить километр нового дорожного полотна или его капитальный ремонт. И никаких тебе откатов! Опять же пора применять самые современные строительные материалы, если надо – менять ГОСТы, СНИПы и прочие нормы, но чтобы дороги стояли не год-два, а, как минимум, семь-восемь. И за качество дорог спрашивать по полной программе. А то ведь у нас персональная ответственность практически отсутствует, что и подтвердила «прямая линия». Поэтому, не знаю кого как, но меня мало порадовала мгновенная готовность омского градоначальника моментально отремонтировать дороги. Это профанация, и она вполне может вылиться в неэффективное использование средств. По-моему, Россия подошла к тому времени, когда дорожную проблему надо решать комплексно и для всей страны. Знаю, что такие планы есть. Хотелось бы дожить до их воплощения в жизнь.

ЧЁРНАЯ ИЛИ БЕЛАЯ? Далее Наталья из Москвы поинтересовалась, какая полоса сейчас в нашей экономике – чёрная или белая? И посетовала на то, что правительство с завидным постоянством «нащупывает дно кризиса». Президент полосу назвал серой и объяснил, почему. «Ситуация ещё не исправилась, но всё-таки тренд положительный. У нас спад ВВП был 3,7 процента. В этом году правительство исходит из того, что сохранится небольшой спад, но уже только 0,3 процента, а в следующем году ожидается рост 1,4 процента. В этом смысле действительно достаточно трудно нащупать это дно, но оно нам показано правительством. Есть и позитивные вещи – например, рост в сельском хозяйстве, – три процента; жилищное строительство в прошлом году достигло максимума – 85 с лишним миллионов квадратных метров, это рекорд. Сальдо торгового баланса 146 миллиардов рублей, международные резервы вернулись к началу 2014 года, и дефицит на минимальном уровне находится – 2,4 процента». Спорить с показателями макроэкономики невозможно, да и незачем. С точки зрения макро всё выглядит более-менее прилично. Но вот на уровне регионов мы видим иную картину. Машиностроительные предприятия либо стоят незагруженные, либо вообще прекратили свою деятельность. Бывает, и заработная плата не выплачивается месяцами, а уровень её таков, что впору только рыдать, получив денежное пособие (по-другому его не назовёшь) на руки. И вина правительства во всех этих неурядицах не последняя. Не случайно тема экономического положения в стране и кризиса во время общения всплывала вновь и вновь. Правительство даже называли слабым, с чем В.В. Путин не согласился. И было бы странно, если бы он проявил солидарность в этом вопросе, – то есть президент знает о неэффективности правительства, но продолжает его держать. А этого в принципе не может быть. А вот что будет делать президент после выборов 2016-2018 годов, нам знать не дано. Очень может быть, что под новые задачи придёт и новое правительство. И тогда уж точно закончатся гадания министра экономического развития господина Улюкаева – насчёт «дна кризиса» и цены на нефть. Услышать от него, какую экономику собирается продвигать министр, за всё время его нахождения во власти, так ни разу и не удалось. Впоследствии В.В. Путин говорил о том, что правительству не хватает целеполагания. То есть оно не знает, что собирается развивать, какие ресурсы – материальные и людские – для этого необходимы, какие логистические цепочки требуется выстроить и ещё много-много чего не знает. Выходит, фактически в России отсутствует стратегическое планирование, и вот эту проблему надо решать в обязательном порядке. А пока наше правительство сидит на берегу моря и ждёт, когда шторм сменится ясной погодой. Зря ждёт – идеальных условий уже может и не быть. А для России стоит вопрос равноправного существования в мире жёстком и конфронтационном, так что, хочешь – не хочешь, а меняться придётся.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.