Дети бегают возле дома, играют на детской площадке, а по соседству на скамеечке сидят бабушки…Такие картины для Ржева, увы, сейчас уже редкость. Поэтому я с удовольствием наблюдал за ребятнёй самого разного возраста – от двух до десяти лет. Эта компания весело и подвижно проводила воскресный вечер во дворе дома №8/88 по Ленинградскому шоссе. Причём все были заняты – кто на качелях, кто на «трицикле», собранном из отслужившей автомобильной резины; здесь даже есть качели-балансиры – те самые, «классические», состоящие из бревна и доски. Пятачок с детскими аттракционами собственного производства, кажется, случайно заблудился между асфальтом двора и бетонным забором – настолько он маленький. А двор в целом – довольно большой, каким и должен быть двор углового дома. И выглядит он ухоженным, чистым, красивым. Эта благостная картина вызвала во мне, на первый взгляд, неожиданные мысли.
Надо сказать, что дом 8/88 стоит не на самом лучшем месте. Вокруг него какая-то вечная сырость, тень, лужи. То ли деревья заслоняют его от солнца, то ли просто местность болотистая. Лично я помню, как проходил этим двором осенью или весной: в луже длиной метров в шесть лежал «классический ржевский настил», сколоченный из поддонов или чего-то подобного. И такая история происходит с северным въездом во двор постоянно. Плюс ко всему – двор проездной. Точнее, он таким был. Но несколько лет назад жители перегородили въезд во двор со стороны Ленинградского шоссе. Всё-таки здесь живёт немало детей, а автомобилисты так и норовили сократить путь, поскольку асфальт при повороте на улицу Тертия Филиппова был вечно разбит вдребезги. Въезд-то перегородили, а что делать с паводком, пока не придумали – вода затекает далеко во двор и, подобно Нилу, оставляет после себя «плодородные земли». Пообщавшись с так называемым «активом» дома, сплошь состоящим из молодых мам, я выяснил, что множество проблем МКД были решены силами его жителей – в обход или даже вопреки деятельности либо бездействия всяких управляющих компаний. Однако, красивые клумбы с цветами – это, на мой взгляд, по желанию: кто хочет, тот и делает. Точно так же, как и бордюр, раскрашенный всеми цветами радуги. А вот детская площадка как раз приносит пользу, и немалую.
*** Сколько детей вместо того, чтобы сидеть вечерами за компьютером, дышат во дворе условно свежим воздухом? Да практически все – из тех, кто здесь живёт. А не было бы места для такого досуга – слонялись бы по улице или торчали в интернете. Как говорил покойный Джордж Карлин (правда, про штатовских детей): «Когда вы последний раз видели ребёнка, который сидел бы во дворе и играл с палкой?». А именно этого сейчас и не хватает. Когда вокруг все тридцать три удовольствия – лишь бы родительский кошелёк не иссяк да глаз не треснул, мы часто забываем о том, что порой самое интересное и самое нужное для ребёнка – это всё самое простое. Палка, например, которую детское воображение может трансформировать во что угодно, хоть в звездолёт. Качели из бревна и доски, на которых тоже можно отправиться в дальние странствия по просторам детской фантазии. Такие игры способствуют развитию мышления, в том числе – творческого. И даже, впоследствии, – критического. Потому что такие простые занятия не преподносят очевидного результата. Его вообще может не быть – здесь важен сам процесс «творения». Но сейчас из детей делают «грамотных потребителей». А потребителям нет смысла мечтать об освоении космоса. Образовательный процесс в последние годы, конечно, изменился, учителя всё чаще предоставляют детям возможность отвечать на вопросы и искать решения самостоятельно. Но это – нелепо! Все ответы – в интернете, на любые вопросы. Думать не нужно – только умей искать. Всё что угодно – есть, любые игрушки, любые услуги. Да и бомбардирование учеников вопросами на уроках, возможно, стимулирует некоторую активность, но всё же больше социальную, коммуникативную, а не творческую. Это и есть потребление; потребление информации, в огромных количествах и не лучшего качества, а также любых товаров и услуг. А начинается всё в детстве, понемногу, с потребления рекламы в промежутках между мультфильмами и выпрашивания увиденного товара у родителей. Я видел много ребятишек, у которых горы игрушек, да и у моих собственных детей их немало, и всегда наблюдал одно и то же: дети не играют в игрушки, если их много. Малыши перестают играть с ними почти сразу, но стремятся к получению новых; это объясняется Пелевинским «wow-эффектом». Пока пистолет «новый» – его не выпустят из рук; но наутро он уже станет «старым» и мозг малыша будет требовать нового «wow!», он жаждет снова испытать приток эндорфинов от обладания красивой, модной, но совершенно бесполезной вещью. Можно ли осуждать ребёнка пяти лет за такое поведение, когда вокруг него вращается целая индустрия, приучающая мозг к постоянным выбросам гормонов радости? Нет, думается, нельзя. А что будет дальше? Известно что: ребёнок растёт – увеличиваются запросы. Потому что постоянная подпитка эндорфинами вызывает привыкание. А результат такого «развития» – плачевный.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.