ДОСЬЕ «РП»

Елена Анатольевна Разумникова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель  русского языка и литературы гимназии №10. Заслуженный учитель РФ. Почётный работник общего образования Российской Федерации. Почётный работник образования и науки Тверской области. Член жюри областных олимпиад по русскому языку и литературе. Эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе. Отмечена благодарностью Совета Федерации РФ за подготовку победителя Всероссийского конкурса социальных проектов. Является победителем конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование».


«ЗАЦЕПИТЬ» УЧЕНИКА

– Елена Анатольевна! Очень многое сейчас зависит от преподавателей русского языка и литературы: сохранение в детях национальной и исторической идентичности, осознание в самих себе принадлежности к великой русской культуре… И что же им делать?

– Мне нравится, когда дети высказывают свою точку зрения на уроках литературы. А если они её ещё и аргументируют – понимаю, что ребёнок мыслит, и это – замечательно! Самое главное – «зацепить» ученика, суметь показать «алхимию» русской литературы. Образ, слово, язык, краски – вот где подлинное волшебство! Не секрет: современный ребёнок с трудом воспринимает линейные тексты, поскольку по большей части живёт в интернете – в очень коротких и многослойно устроенных текстах.

– Наверное, приятно чувствовать себя человеком, расширяющим границы сознания детей, ведь вы реально повлияли на многие жизни…

– Мои первые выпускники, уже взрослые люди, признаются: «Только сейчас мы начали понимать, что вы для нас сделали. Мы действительно мыслим!». И это – лучший показатель учительского труда. А если человек после окончания школы сохраняет неизменную любовь к литературе, то это просто сказка!

ПРОСТО – О СЛОЖНОМ

– Кстати, Елена Анатольевна, знаю людей среднего возраста, которые вдруг начали перечитывать книги из школьной программы. При этом говорили об одной эмоции – насколько всё это серьёзно, глубоко, интересно! И какое же отвращение воспитала школьная программа к этим произведениям. Может быть, вообще не надо было их проходить в школе?

– Для меня литература – это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека. Литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит – и саму жизнь. Искусство слова – а это и есть литература – состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро и любить, несмотря ни на что.

Но должен, наверное, произойти некий социальный катаклизм, чтобы люди вновь ощутили потребность в литературе, затрагивающей вечные вопросы бытия, поняли важность размышлений о смысле жизни и цели человеческого существования. Мы живём во времена утраты литературоцентризма. Мне кажется, раньше в России никогда не было настоящей философии, и все идеи предлагались писателями. В школе мы читаем именно те книги, которые наполнены духовным опытом. Это «Горе от ума», «Мёртвые души», «Преступление и наказание», «Война и мир»… Ни один философ не способен на то, к чему призвана литература – просто говорить о сложном. Литература может то, на что не способна никакая наука, – поразить сердца людей истиной!

– Может быть, сейчас как раз необходим единый учебник по литературе – во имя единства мысли и единства нации? Здесь можно и знак вопроса поставить, и восклицательный – кому как хочется. Но лучше, наверное, подойдёт многоточие?

– Я думаю, что какие-то универсальные выводы в отношении литературы очевидно невозможны, поскольку в каждом произведении заложено огромное количество интерпретаций. И это как раз и приводит нас к размышлениям на заданную тему: нужен ли какой-то единый учебник? Возможны ли какие-то стандартизированные подходы к тому, что хотел сказать писатель? Есть полифония, есть многозначность, есть многоголосица большой литературы…

Думаю, сейчас главная задача – вовсе не в том, чтобы создать некий единый подход. Очень сложно интегрировать разные подходы, ничего не получится! Понимаете? Нужно подвести учителя к пониманию того, что он должен с ребёнком разговаривать, тогда возникает сотворчество учителя и ученика – без навязанных штампов.

«А ЗАЧЕМ, АНДРЕЙ?»

– Тем более что современным детям очень многое непонятно. Такие понятия, как милосердие, нравственность, благородство, раскаяние – уходят из реальной жизни, превращаются в слова высокого стиля…

– Детей надо возвращать к тексту. Ведь литература – это текст. И с годами мы действительно по-иному прочитываем многие произведения. Я, например, всё больше и больше люблю «Обломова»…

– Да, у многих «Обломов» – самый любимый роман. Люди поголовно узнают себя в герое Гончарова, который ничего не делает, а только лежит на диване. Но как объяснить детям: роман – не про это, а про человека, сознательно отказавшегося от движения, поскольку жизнь вокруг него насквозь мертва. Зачем шевелиться, если смысла – нет?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.