В нынешнем январе исполнится 105 лет со дня рождения нашего земляка, Героя Со­ветского Союза, гене­рал-полковника авиации Василия Николае­вича Кубарева.


НАША СПРАВКА

В.Н. Кубарев родился в 1918 году в д. Осинники Гриминской волости Ржевского уезда, окончил Итомлинскую школу, медполитехникум, Одесскую авиационную школу пилотов (1938). На фронтах Великой Отечественной – с ноября 1941-го. Командир эскадрильи 65-го гвардейского истребительного авиационного полка (ИАП). Участвовал в боевых операциях на Калининском фронте (1942), сражался на Курской дуге (1943). В 1944-м воевал в Белоруссии, затем – в Прибалтике. Последние задания выполнял в небе над Берлином. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию, в 1960-м – Военную академию Генштаба. В 1960-1961 годах генерал-майор авиации Кубарев командовал Ржевским корпусом ПВО, позже – армией ПВО г. Ленинграда. В 1973-1981 г.г. возглавлял Харьковскую военную инженерную радиотехническую академию ПВО. С 1981-го – генерал-полковник в запасе. 13 лет ржевитянин Кубарев руководил Комитетом ленинградских ветеранов войны. Скончался 17 ноября 2006 года, похоронен в Санкт-Петербурге.

РЖЕВСКИЙ САМОРОДОК

Василий Кубарев в годы войны воевал на семи фронтах, совершил более 300 боевых вылетов и в 70 боях лично сбил 18 фашистских самолётов (ещё 28 – в составе группы). При этом ас не был «свободным охотником» – в основном он выполнял задачи по прикрытию наших штурмовиков и бомбардировщиков, а также по охране наведённых водных переправ и других военных объектов.

В годы ВОВ Кубарев – гвардии майор, заместитель командира 65-го гвардейского Оршанского ИАП. Даже в Англии и США он был известен как активнейший ас Второй мировой войны. В английских справочниках в списке из 50 лучших асов ржевитянин занимает десятое место, а по данным американской Ассоциации военных пилотов его считают шестым!

Василий Кубарев – один из тех редких лётчиков-истребителей, кто ни разу не был сбит, подбит или ранен – равно как и все летавшие с ним ведомые. И эта исключительность – не счастливый случай, не дар судьбы, ибо в её основе – величайшее самообладание и высокий профессионализм. Недаром среди наград Кубарева – абсолютно уникальное количество орденов Красного Знамени – их шесть! И только ветераны войны способны оценить столь редкую «орденоносную обойму» и отдать должное этому мужественному, а тогда ещё совсем молодому лётчику-истребителю!

«МУЗЕЮ РОДНОГО РЖЕВА»

«Музею родного Ржева – на добрую память от автора. 5 апреля 2006 года». Свою книгу «Авиация – моя жизнь! Мемуары лётчика-истребителя эпохи Великой Отечественной» с автографом Василий Николаевич подарил директору Ржевского музея Ольге Дудкиной. А спустя шесть месяцев, 17 ноября, на 89-м году Василий Кубарев ушёл из жизни…

Этого человека без преувеличения можно назвать легендарным. В один из праздников Дня Победы Василия Кубарева пригласил в Кремль президент России Владимир Путин. Глава государства в подробностях расспросил Василия Николаевича о боевом пути. «…И вот мы несёмся навстречу друг другу – моя группа и группа немецких истребителей. В голове единственная мысль – не дрогнуть, не свернуть в сторону и на той огромной скорости, на которой идёт взаимная атака, найти именно то мгновение, когда необходимо первому нанести точный и решающий удар.

Когда до гитлеровцев оставалось не более 300 метров, меня вдруг осенило – ударить по вражескому истребителю из реактивной установки. Такого ещё не было, но я принял решение и уже не отступил от него. Я уже хорошо различаю краску на коке винта «мессера». Пора! Жму всеми силами на кнопку бомбосбрасывателя. Два огненных вихря слетели с направляющих и полетели навстречу врагу. Через мгновение я увидел на том месте, где должен быть немецкий истребитель, огненный фонтан!

Прошли многие десятилетия, но я и сейчас до малейших подробностей помню себя в кабине моего матерчато-деревянного самолёта И-15 бис в крымском небе, помню и первый воздушны бой, и первый сбитый мною «мессер»!».

Прощаясь, Путин попросил своего гостя поделиться с молодыми людьми воспоминаниями о подвигах в годы войны. Эта просьба главы государства и материализовалась в книгу, посвящённую мальчишкам и девчонкам начала третьего тысячелетия. В ней Кубарев очень проникновенно показал, как любили свою Родину и как самоотверженно сражались за неё наши деды и прадеды…

«АВИАЦИЯ ЖИЛА ВО МНЕ»

«Моё главное желание – показать вам, что путь к «высшему пилотажу», то есть, к высшему мастерству, никоим образом не сопряжён с каким-то необыкновенным расположением звёзд или какой-то счастливой лотереей. В основе успеха каждого человека лежит большой труд в выбранной им отрасли знаний, выбор правильного курса и упорство в его достижении. А если при этом будет ещё и удача, то она не станет лишней!

Родился я 30 января 1918 года в семье потомственных русских крестьян-землепащцев Николая Емельяновича и Марии Евграфовны Кубаревых. Крещён местным священником в Итомлинской церкви Покрова и наречён «рабом Божиим» Василием. Жили мы в забытой Богом и людьми деревушке Осинники, расположенной когда-то на окраине огромного лесного массива, занимавшего большую часть Гриминской волости Ржевского уезда Тверской губернии. Первое генеральское звание я получил в 1957 году и по сей день скорблю, что моя мать не испытала этой большой для неё радости – она умерла задолго до этого события.

До сего дня помню уважаемых и дорогих мне учителей: математика Ивана Александровича Золотарского и физика Михаила Михайловича Некрасова, научивших меня творчески мыслить, а не искать готовые ответы. Природные данные, помноженные на полученные знания, помогали мне выходить победителем во многих воздушных сражениях, в которых мне пришлось мериться силами с лучшими асами Европы. Я жил авиацией, и авиация жила во мне!».

«…Наша лётная школа была лучшей в мире, – пишет исследователь и большой знаток истребительной авиации Александр Станков, – наши самолёты были рассчитаны на пилотаж, лётчики были бесстрашны, поэтому 90 процентов немецких пилотов с «рыцарскими крестами» были сбиты здесь, на Восточном фронте. А сбивали хвалёных немецких асов 19-летние сержанты и 20-летние лейтенанты – даже девушки – вчерашние выпускники лётных училищ. К слову, если потери люфтваффе составили в битве за Англию до 1500 машин, над Африкой и Средиземным морем и того меньше, то на Восточном фронте, против русских, немцы утратили в небе и на земле 57 тысяч самолетов!».

«БУДЕШЬ ЛЕТАТЬ, КУБАРЕВ!»

Эти слова инструктора Одесской школы пилотов Вячеслава Иванова, сказанные в адрес простого ржевского паренька Василия Кубарева, оказались пророческими. Кубарев стал «старейшим» из пяти Героев Советского Союза своего полка. И по возрасту, и по званию, и по должности. А было ему – всего 25!

«Уточняя данные о сослуживце А. Попове по Краткому биографическому словарю Героев Советского Союза, я был потрясён! Почти на каждой странице были обозначены 20-летние Герои Советского Союза, представляющие все рода войск. У них не было высоких званий, но было высокое мужество!

Я взял карандаш и попробовал выписывать имена только 20-летних. В моём списке оказалось 78 человек. Но ведь были 19- и даже 18-летние Герои Советского Союза! Читаю краткие наградные данные, и нет предела моему восторгу от приобщения к нашей святой действительности. Народ с таким количеством подлинных героев победить нельзя! Они – залог вечной свободы России и её независимости», – писал сам Кубарев.

БОЙ НА ПРЕДЕЛЕ

«Первая боевая операция полка на Калининском фронте была осуществлена 26 сентября 1942 года. Тогда мы выполняли задачу по прикрытию наших войск от атак немецкой авиации. А 10 ноября над железнодорожным узлом Старая Торопа я, оказавшись в силу обстоятельств в одиночестве, наткнулся на семёрку немецких бомбардировщиков Ю-88, намеревавшихся сбросить бомбовой груз на позиции наших наземных соединений. Я не мог позволить немцам сделать это. К счастью, в этом полёте мой боекомплект был ещё не тронутым, и я буквально врезался в строй немецких бомбовозов, в упор расстреляв первый попавшийся в мой прицел Ю-88. Он задымил, а остальные, очевидно, подумали, что я не один, и вот-вот появятся другие наши истребители: «разбомбив» лес, они поторопились убраться с опасного места».

К августу 1943 года командир эскадрильи 65-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан В.Н. Кубарев совершил 114 боевых вылетов, в 53 воздушных боях сбил лично 10 самолётов противника. За эти подвиги его представили к званию Героя Советского Союза.

«Третьи Героем Советского Союза в полку стал я. Это чрезвычайное для меня событие произошло 28 сентября 1943 года абсолютно неожиданно. Ночью я не мог уснуть из-за нахлынувших воспоминаний. Тридцать боёв-штурмовок под лобовым огнём немецких «эрликонов» на Крымском фронте и более 120 таких же непростых боевых вылетов на всех последующих фронтах – этого я, конечно, не забуду никогда. В памяти одним за другим проносились воздушные бои. Но вот какой их них был особенно трудным, я определить не мог. Все они были сложными, ибо воздушный бой всегда связан с концентрацией всех чувств, помноженной на трезвый расчёт и страстное желание победить!

Врачи определили, что даже одиночный парашютный прыжок при попадании в непривычную среду и только с одним аэродинамическим ударом во время раскрытия парашюта уносит более одного килограмма веса парашютиста. Что же говорить о нас – пилотах, когда даже один-единственный выход из пикирования создавал перегрузку в четыре-пять раз? А сколько их – таких пике – было в течение только одного боя? Противоперегрузочных костюмов в винтомоторной авиации не было. Они появились лишь в век реактивных самолётов. Поэтому воздушный бой вёлся на пределе физических и моральных возможностей каждого из пилотов».

РОЖДЁННОМУ ЛЕТАТЬ – НЕ ВЕРНУТЬСЯ НА ЗЕМЛЮ

Только представьте себе: в условиях сильнейших перегрузок нужно было принимать ответственные решения. Быстро. Ибо времени на промедление нет. Права на ошибку – тоже нет. 300 боевых вылетов, и каждый мог стать последним… Но не стал! Слишком велико было желание жить, чтобы спасти родную землю от врага. Кубарев часто говорил о своей малой родине, к которой был генетически привязан своим крестьянским происхождением. Эта любовь и привязанность к родному краю сохранилась в нём на всю жизнь.

Возможно, именно поэтому он и не бросил Ржевский медтехникум – прилежно учился и сдал выпускные экзамены. В 1938-м Василий получил диплом фельдшера, но не проработал по специальности ни дня. Ведь рождённому летать – уже не вернуться на землю, даже родную! Если бы вернулся, работал бы фельдшером или стал бы учителем – уж очень часто упоминал он своих педагогов. В медтехникум поступил только из-за своего желания закрепиться в Ржеве, чтобы быть ближе к «рокотавшим в небе самолётам».

«БЕРЕГИТЕ РОССИЮ!»

«Хочу ещё раз вернуться к основной теме книги – к теме защиты Отечества, к идее, которую всеми силами хочу довести до ваших сердец и умов. Берегите Россию, ребята, ведь желающих «откусить» чужое ещё много. Как заметил маршал Жуков в канун 25-летия Победы: «Охотники до нашей земли по-прежнему есть, и они ещё долго не переведутся!». А потому и призвал всегда быть готовым к суровому часу». И сегодня это предупреждение нашего земляка звучит особенно актуально!

«Предвидя вашу абсолютную преемственность героизму уходящих поколений, я убеждён: в нужный для Родины час и вы проявите такой же массовый порыв мужества и патриотизма. В укреплении такой преемственности я вижу и свою скромную заслугу. Я верю: потомки вспомнят нас добрым словом, потому что жили мы во имя родного Отечества – жизнью честной, светлой и праведной…».

Ирина КУЗНЕЦОВА.
На снимках: Герой Советского Союза Василий Кубарев (1943 год); во время визита в Ржев, на празднование 50-летия Ржевского корпуса ПВО (1995 год, фото из архива «РП»).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.