№34 29 августа 2013 года
Прежде чем войти во Дворец культуры, где должна была состояться моя встреча с директором учреждения, я прошёл по территории ДК и невольно обратил внимание: фасад под самой крышей практически по всему зданию крошится и сыплется, что свидетельствует о проблемах с кровлей. Казалось бы, передо мной – центральное досуговое учреждение города, где проходят многочисленные фестивали и торжественные мероприятия, а значит, и вид у него должен быть, что называется, «с иголочки». Но – увы… Вспомнился интересный исторический факт: в связи с экономической разрухой, явившейся прямым следствием гражданской войны и начавшегося (после неурожая 1921-го) голода, государство вынуждено было приостановить выделение необходимых ассигнований на деятельность учреждений культуры, но уже к следующему году губернские власти вновь приступили к их финансированию. Или такой пример: в ноябре 1944 года СНК РСФСР принял постановление «О мерах по улучшению работы сельских клубов и районных Домов культуры». В этом документе были обозначены меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений и поставлена задача: в каждом сельсовете должен быть клуб, а в каждом городе – Дом культуры! Современная жизнь породила немало новых проблем в деле создания необходимых для полноценной работы культурно-досуговых учреждений условий, и их решение, на мой взгляд, в первую очередь должна искать исполнительная власть. С такими мыслями я вошёл в кабинет к директору ДК О. А. Кресницкой и, естественно, не преминул поделиться ими с Ольгой Анатольевной.
– События недавнего прошлого – изменение политического строя России, переход к рыночной экономике – оказали заметное влияние и на сферу досуга. Наиболее ощутимыми они стали для учреждений культуры, – заметила моя собеседница. – На их финансовом положении сказалось отсутствие у наших специалистов навыков развёртывания платных услуг. К тому же в силу ухудшения материального положения большинства населения люди элементарно не могли этими услугами воспользоваться. Малоэффективной оказалась и спонсорская деятельность. В итоге материальная база наших учреждений стала приходить в упадок, снизился уровень заработной платы работников культуры. И вот теперь мы пожинаем плоды 90-х. Если помните, в своё время ратовали за создание частных досуговых учреждений, ориентированных преимущественно на получение прибыли, – казино, ночных клубов, баров и ресторанов. Но опыт показал, какой именно результат мы получили их деятельности: проблема искажения человеческих ценностей налицо, у России четвёртое место в мире по употреблению алкоголя среди граждан в возрасте 24-30 лет и так далее.
– То есть, вы за государственную поддержку учреждений культуры?
– Мне думается, в нашей стране обязательно должна развиваться государственная сеть учреждений культуры, причём государство должно не только контролировать выбор направлений их работы, но и формировать идеологию, как бы странно это сейчас ни звучало. Именно из государственных источников должно осуществляться и необходимое финансирование учреждений культуры. Я в этой сфере работаю уже двадцать пять лет, поэтому мои размышления не взяты с потолка, а подкреплены богатым опытом, знанием вопроса изнутри. Увы, в России сегодня какой-то маниакальный интерес к экспериментам, которые на выходе приносят лишь отрицательные результаты, хотя поначалу и были «вымощены» благими намерениями.
– Не могу не отметить: за рубежом в социально-культурной сфере экспериментов не ставят…
– Знаете, мне не очень нравится это сравнение России с зарубежьем. Там – свой менталитет, другая история, отличная от нашей политика, иной уровень экономики. И поэтому, когда нам делают «заграничные прививки» – у нас после таких «вакцин», образно говоря, может открыться воспалительный процесс. В принципе, в большинстве развитых европейских стран бюджетное финансирование остаётся одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Осуществляется оно в форме полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в виде грантов. Собственно, у нас действует почти такая же модель, с той только разницей, что в России денег всё никак на всех не хватает – и на культуру, в том числе. Тем не менее, наши учреждения должны выглядеть достойно – хоть.
– В местных СМИ был опубликован перечень объектов, на реконструкцию которых в ходе подготовки к 800-летию Ржева, планируется выделить финансирование. Дворца культуры я в этом списке не увидел!
– Вы совершенно правы: ДК остался в стороне от плановых мероприятий по подготовке столь знакового для города юбилея.
– Мне показалось, я вас расстроил своими вопросами по этому поводу… Поэтому постараюсь исправиться – перейду к основной теме моего визита: Ольга Анатольевна, расскажите о своём «продукте» – что именно делаете и создаёте вы?
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.