№ 12 от 26.03.2015 г.20
12 марта на станции Ржев-Балтийский объявился один «лишний» вагон. Вагон был зелёный, сиял нереальной чистотой и стоял чуть поодаль от остальных. Понятное дело: на железной дороге такого не бывает, чтобы что-то происходило вне расписаний и графиков, вот и этот элемент состава прибыл сюда строго в отведённое время.
Кто бы мог подумать: передвижной вагон-лаборатория Центра охраны окружающей среды Октябрьской железной дороги как раз для этой цели и создан. Функций у лаборатории и её сотрудников – множество. С 2006 года экологи колесят по железным дорогам Центрального направления ОЖД, контролируют водную среду, воздух и другие физические факторы там, где это требуется по законодательству. В лаборатории, созданной на базе обычного вагона, помимо всего многообразия приборов и реагентов, есть спальные места для сотрудников, собственная кухня, офисное помещение и даже душ. Вагон-лаборатория организован для работы в двух направлениях: выезд на место в случае аварийных ситуаций на железной дороге, оценка нанесённого экологии ущерба, а также плановая работа.
Девушки выезжают на предприятия, контролируют основные экологические показатели, проверяют работу очистного оборудования и соблюдение природоохранного законодательства. Нужно отметить, что с момента образования передвижной лаборатории кроме как на плановые мероприятия команда ещё не выезжала. Это значит только одно: никаких аварий на железной дороге, в результате которых мог быть нанесён ущерб окружающей среде, не происходило. По крайней мере – на нашем, Центральном направлении.
– «РЖД» – компания, ориентированная на клиентов и на защиту окружающей среды, – рассказывает начальник вагона-лаборатории Елена Кузьмина. – И в рамках общей концепции в мае прошлого года на железной дороге было создано экологическое движение «Человек, думающий о будущем». Мы проводим различные акции, причём не только среди железнодорожников – привлекаем и студентов, и школьников, убираем берега рек, сажаем деревья, рассказываем общественности о грамотной утилизации отходов. И особое внимание уделяем воспитанию молодёжи: устраиваем конкурсы рисунков, ездим в детские лагеря, ходим по школам и рассказываем ребятам о необходимости бережно относиться к природе. Надеемся, что со временем наша работа принесёт пользу.
В Ржеве лаборатория устроила ознакомительные занятия для ребят из лицея № 35. Ржевитянам рассказали о том, какие существуют нормы загрязнений природы, почему необходимо эти нормы соблюдать и для чего вообще следует беречь природу. Кроме этого, ребятам продемонстрировали несколько химических опытов, позволивших, в частности, определить некоторые химические соединения в воде. А специальным устройством проверили уровень шума. Уровень был далеко в пределах нормы, поэтому, чтобы наглядно продемонстрировать работу прибора, школьников попросили покричать – правда, без особого энтузиазма. Юные ржевитяне накричали почти на 100 децибелл, что соответствует шуму в заводском цехе или звуку автомобильного сигнала с расстояния 5 метров. В общем, достаточно громко.
Всего экологи провели четыре занятия для разных групп школьников из лицея. Каждое – как и урок, по 45 минут. А на «перемене» рассказали мне о том, что их экологические инициативы не ограничиваются замером показаний и написанием отчётов. Например, Елена Кузьмина поведала «страшную» для неподготовленных людей тайну: в России собираются ввести раздельный сбор и переработку мусора. Правда, когда произойдёт это чудесное событие – доподлинно неизвестно (как и в случае с цифровым эфирным телевидением), но предварительные сроки уже установлены. И время это куда ближе, чем можно было бы предположить. Не уверен, что задача осуществима с точки зрения «перерабатывающей» части этого процесса, ведь ни одного завода по утилизации, готового справляться с большими объёмами мусора, в России пока нет. Но, кажется, РЖД идёт своим путем.
– По идее всё должно быть, как в европейских странах: вот у тебя дома стоит три ведёрка, мусор сортируется отдельно и всё это потом отправляется на переработку. Но таких перерабатывающих предприятий у нас толком нет, и это на сегодняшний день – единственная проблема. Железная дорога уже с начала 2014 года внедряет на своих полигонах и в сети дорог раздельный сбор мусора. Основная проблема в России – это наш консерватизм, мы сопротивляемся новым веяниям. Многие люди просто не понимают сразу, для чего собирать мусор в разные контейнеры, если сто лет всё бросали в одно ведро. Именно это отношение мы и стараемся изменить, работая с молодёжью.
Вот такой полезной во всех отношениях работой занимается «Зелёный паровоз». От себя хочется добавить: на словах всё всегда просто и здорово. Я лично – только за, готов хоть пять мешков собирать с разным содержимым. Правда, не представляю, где мне разместить эти пять вёдер на кухне, размером в пять квадратных метров. И таких кухонь в России – миллионы. Ну и в целом, выходя из подъезда и невольно провожая взглядом невысоко летящую упаковку от колбасы, вдыхая бодрящий букет запахов животных испражнений, смешанных с ароматами выхлопных газов и пылью, пробираясь по неизбывной грязище к разбитому асфальту, как-то не до раздельного сбора мусора. Уж извините. Сначала нужно привести в порядок ту систему, которая была разрушена в перестройку. А уже потом – двигаться дальше.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.