№40 10 октября 2013
Интервью с Министром СХ Тверской области П. И. Мигулевым.
Завершается ещё один сельскохозяйственный год. И если припомнить, каким он был, станет ясно – таким же, каким обычно и бывает в нашей зоне рискованного земледелия. Зимой – сверхобильные снегопады: сугробы на полях лежали до второго месяца весны; посевную начали 1 мая вместо 15 апреля; только приступили к севу – зарядили дожди, осадки превысили норму в 2-3 раза. А когда настала пора наливаться колосу – грянула засуха…
– Я ничего из «прелестей» нынешней страды не упустила? –обращаюсь к Павлу Ивановичу с первым вопросом.
– Да нет, – отвечает, – всеобъемлющая характеристика. А если учесть, что за окном снова дождь, а у нас в области ещё процентов 10 пашни не убраны, невольно захочется прикрыть эту небесную канцелярию, что пишет совсем негодные сценарии погоды для работников сельского хозяйства.
– Значит, начинаем анализ итогов года с жалоб на погоду?
– Не дождётесь. Будем рапортовать! (Смеётся).
– Итак, каковы конкретные цифры?
– Посевные площади не снизили, зерновых посеяли больше, увеличили площади под картофель, больше стало и льняное поле области. И в целом добились весьма неплохих результатов. Обеспеченность кормами для животноводства в среднем по области составляет 20,4 центнера кормовых единиц. Наибольшее количество кормов заготовили в Конаковском районе (31 центнер кормовых единиц), по 22 – в Бежецком, Калязинском, Максатихинском и Старицком районах, 25 – в Торжокском.
Валовый сбор зерновых составил свыше 80 тысяч тонн, причем 20 тысяч тонн – семенное зерно , 60 тысяч тонн – фураж. Самой высокой урожайности зерновых добились в Конаковском районе – 23,7 центнера с гектара, в Сонковском получили по 18,5 центнера с гектара, в Бежецком – 17,9.
Хорошо поработали картофелеводы. Собрано свыше 250 тысяч тонн картофеля, на 35 тысяч тонн больше, чем в прошлом году.
– Но особая, как я поняла, у нас в области теперь песня – про лен…
– Совершенно верно. Этой культуре, исконно тверской, мы придаём сейчас важнейшее значение. Я уже говорил, что льняное поле области увеличилось. Вырастили хороший урожай – получили по тонне волокна с гектара. Сейчас идёт доставка льна на заводы. Особенность нынешнего года в том, что в комплекс льнообработки включаются новые технологические звенья. Помощь федерального и областного бюджетов позволила модернизировать предприятия, внедрить глубокую переработку льна.
Так, Тверская агропромышленная компания, у которой посевы льна составляют 50 процентов от всего льняного поля области, установила на Бежецком льнозаводе линию по производству нетканого волокна. Продукция пользуется большим спросом. Главное – в дело идёт короткое волокно, с реализацией которого всегда возникали проблемы. На этом же заводе установлено современное оборудование по переработке костры – отходов производства. Так вот, теперь при переработке этого по сути дела мусора получают газ и дизельное топливо. Газ будет использоваться для генерации электроэнергии, которой практически хватит для работы завода в автономном режиме. Подобные технологии, несомненно, пригодятся и другим предприятиям, тем более что запасов костры в области немало.
Новые линии установлены на Вышневолоцком, Новокотовском льнозаводах. Решается вопрос об установке линии переработки льнотресты на базе фермера Иванова Сергея Александровича из Вышневолоцкого района (в своём хозяйстве он выращивает 300 гектаров льна).
«Ржевский лен» установил линию по выработке пряжи, есть линия по производству нетканого волокна. Предприятие заключило договор с немецкой компанией на поставку оборудования по производству утеплителя из короткого волокна. Тем самым полностью решается вопрос с реализацией ранее самой неходовой (по сравнению с длинным волокном) продукции.
– Павел Иванович, внедрение новых технологий и модернизация производств идёт только в приоритетной льноводческой отрасли?
– Конечно же, нет. Приоритетными для нас являются и картофелеводство, и животноводство, и овощеводство. Существенные инвестиции направляются на выращивание картофеля. В последние годы в Тверской области появился целый ряд солидных компаний по производству, переработке и реализации картофеля. Например, в Бежецком районе Тверская агропромышленная компания не только сеет лён (под эту культуру отдано свыше 3 тысяч гектаров пашни) – в этом году осуществила и посадку более 500 гектаров картофеля. Построено крупное картофелехранилище, сортировальные, упаковочные пункты. В Лихославльском районе компания «Тверьагропром» выращивает картофель на 400 гектарах, также имеет полный комплекс обработки продукции под реализацию: мойка, сушка, сортировка, фасовка. В СПК «Надежда» Молоковского района, благодаря интенсивным технологиям обработки, производят картофель, на который любо-дорого посмотреть – чистенький, ровненький, не удивительно, что урожай уходит влёт. А взять компанию «Саначино-Агро» в Старицком районе. Всё лето по её полям курсировали трактора – то от жуков картофель обрабатывают, то от сорняков, то готовят к уборке.
– И всё же не секрет, что сельскохозяйственному производству мешает отсутствие твёрдых рынков сбыта, чёткой логистики поставок, понимания, где и какая продукция пользуется спросом. Нет среди производителей и переработчиков корпоративного духа…
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.