21 июля известному публицисту, писателю, лауреату Ленинской и Государственной премий Ивану Васильеву исполняется 95 лет. С 1963 по 1977 год его жизнь была непосредственно связана с Ржевской землёй. К юбилейной дате предлагаем читателям воспоминания известного тверского автора, члена Союза писателей России Валерия Кириллова, подготовленные к публикации Фаиной Андреевской, женой Ивана Афанасьевича.
Родился Иван Афанасьевич 21 июля 1924 года в деревне Верховинино на Псковщине. «Название – то ли от верхних овинов, то ли от верховинины – высокого места в лесу. Стояла она на взгорье у кромки леса, у слияния двух невзрачных ручейков, которых уже нет, и люди помоложе меня их не знают», – пишет он в повести «Земля русская».
Работать Васильев начал с шестнадцати лет – сначала учителем математики и истории в Шиловской средней школе Ашевского района Калининской области (ныне Бежаницкий район Псковщины). Поступил на заочное отделение Невельского педагогического училища. А вскоре началась война. Воевал Иван Афанасьевич на Калининском фронте и в Закавказье. После демобилизации стал директором Горской семилетней школы, затем – директором детского дома и продолжал работу в Великолукском учительском институте. Областной отдел народного образования высоко оценил его труд. Трижды участвовал Иван Афанасьевич в педагогических чтениях в Академии педагогических наук – выступал с докладами о внедрении новых форм работы в детских домах. С 1955 года Васильев работал заместителем редактора районной газеты «Призыв», затем его направили на учёбу в Ленинградскую высшую партийную школу. Окончив её, Иван Афанасьевич стал редактором районной газеты на Валдае, в Новгородской области. С 1963 года – собственный корреспондент «Калининской правды» по Ржевскому и Зубцовскому районам.
«В областную газету «Калининская правда» я пришёл – так я считал – уже сложившимся журналистом, по крайней мере, со своим почерком, – вспоминал Васильев. – Там я нашёл великолепный творческий коллектив. В редакции витал дух хорошего соревнования, там умели ценить авторскую находку и не забывали искренне и душевно похвалить… » . Работа собкором стала для него взлётной полосой на пути к творческому признанию. Немало посодействовал этому тогдашний редактор «Калининской правды» Павел Александрович Иванов. С редакторами в те годы партийные начальники особо не церемонились. Иван Афанасьевич «светился» по-крупному, «пахал» глубоко и нелицеприятно для власти, так что можно себе представить, чего это стоило Иванову.
В 1972-м, когда имя публициста приобрело известность на общероссийском уровне: вышло в свет его «Путешествие с книгой в рюкзаке», рассказывающая о фронтовых дорогах писателей, — болезнь надолго уложила Васильева в больницу. С областной газетой пришлось расстаться. Следуя совету врачей, он поселился в деревеньке Усть-Дёржа. В конце семидесятых Иван Афанасьевич вернулся на псковскую землю. «Придя с войны, я возмечтал о своём доме. Молод был, не знал, что дом поставить – это жизнь устроить… Я был крестьянским сыном и жила во мне тяга к оседлости…» – поведал о своей мечте Васильев в очерке «Хвала дому своему». В Борках он её осуществил — поставил ничем не отличающийся от деревенской избы дом, а мебель для него смастерил собственными руками. Здесь рождаются 24 книги Ивана Афанасьевича, здесь создаёт он картинную галерею, литературно-художественный музей, Дом экологического просвещения.
Отсюда он отправляется в поездки, собирая материал для новых своих трудов. Тысячи километров дорог за его спиной, бесчисленное количество встреч на сельских просёлках, в столичных коридорах власти, редакциях газет и журналов. И как результат — новые очерки, статьи, повести, рассказы.
Судьба подарила мне встречи с Иваном Афанасьевичем в Ржеве, Твери, Борках. Он дал мне путёвку в литературную жизнь, написав тёплое предисловие к моей первой книжке «Землянка в лесу». Когда Ивана Афанасьевича не стало, встречи с ним стали восприниматься острее, высвечивая детали, о которых я мало задумывался во время тогдашних наших разговоров.
Вспоминается наше знакомство. Тогда он пришёл в молодёжную газету «Смена», которую я редактировал, с предложением организовать экспедицию от Старицы до Торжка, чтобы отыскать рисунки известного художника Жукова. В годы войны Жуков служил в армейской газете, которая временно обосновалась в одной из деревушек Торжокского района. Там он нарисовал несколько портретов местных жителей.
– Ваши ребята ездят по этому маршруту. Вот бы найти хоть одну работу! – заинтриговал меня Васильев.
Наши попытки оказались безуспешными. Кто мог знать в военное лихолетье, что обыкновенный фронтовой художник станет выдающимся живописцем, лауреатом Ленинской и Государственных премий? Столь же высоких званий удостоится со временем и бывший собственный корреспондент «Калининской правды» Иван Васильев.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.