В работе журналиста немало плюсов: отсутствие рутины, необходимость развиваться и узнавать новое, непрестанная тренировка ума и памяти. Но всё-таки самое главное – это возможность обзаводиться новыми знакомствами. Немало таких встреч приносят истинное удовлетворение, поскольку позволяют убедиться в том, как много среди нас интересных, нестандартно мыслящих и, что самое главное, добрых и порядочных людей. Накануне Дня пожилого человека журналистская судьба свела меня именно с такими людьми – семейной парой Татьяны и Евгения Смокотиных.


«КУДА Б НЕ БРОСИЛА СУДЬБИНА…»

«Сибиряк и дальневосточница» – так они сами себя отрекомендовали. Евгений Александрович родился недалеко от Томска, в посёлке Моряковка. Татьяна Александровна тоже появилась на свет рядом с областным центром, но уже Владивостоком, в городе Большой Камень, который находится на противоположном берегу Уссурийского залива Японского моря. В городе располагается единственное на российском Дальнем Востоке предприятие, специализирующееся на ремонте, переоборудовании и модернизации кораблей с ядерными энергетическими установками – судостроительный комплекс «Звезда». А 10 лет назад на судоверфи предприятия начали строить танкеры-газовозы и нефтяные танкеры-челноки.

Может быть, и не встретились бы никогда Татьяна и Евгений (всё-таки от Томска до Владивостока – больше пяти тысяч километров), если бы не заочная учёба во Владивостокском политехническом институте, на кораблестроительном факультете. К тому времени они были уже взрослыми и самостоятельными людьми: Татьяна работала на военном заводе, Евгений – в Тихоокеанском военно-морском училище (ТОВВМУ). Поженились, когда Евгению было 28, а Татьяне 24 года. И поначалу муж последовал за женой – переехал в Большой Камень и устроился на военный завод, как он сам говорит, на «сдаточную базу». И не случайно: корпус лодок собирали в Комсомольске-на Амуре, а всё остальное – на местном заводе. Здесь же проходили их государственные испытания и сдача заказчикам.

Казалось, что в жизни появилась определённая стабильность. Но через два с половиной года всё изменилось: Евгению Александровичу поступило предложение поработать в Отдельной бригаде подводных лодок на Камчатке. И с тех пор Татьяна Александровна неизменно следовала за мужем – «куда б его не бросила судьбина и счастие куда б не повело», как сказал наш великий поэт. Место, куда они приехали, было потрясающей красоты. Когда-то купец Иван Бечевин организовал экспедицию на судне «Святой Гавриил» и открыл бухту, впоследствии получившую его имя.

ОТ КАМЧАТКИ ДО МАГАДАНА

В начале 60-х это укромное место выбрали для временного маневренного базирования советских подводных лодок «Варшавянка». Посёлок именовался Бечевинка, но строгий режим секретности не позволял открыто использовать географическое название бухты, поэтому и придумали второе – Финвал. Кстати говоря, финвалы – это киты, уступающие по размерам только синим китам. Они облюбовали Бечевинскую бухту для рождения детёнышей. Но с появлением подводных лодок киты, конечно же, покинули эти места.

Увы, сохранить базу в дальнейшем не удалось: в 90-е года она была расформирована. А тогда, в восьмидесятые, посёлок жил хотя и изолированно от всего мира, но очень дружно. Единственным средством сообщения, доставки продуктов, товаров и почты служило судно «Авача». Транспорт приходил раз в неделю, а если разыгрывался шторм, то местные жители какое-то время обходились ранее сделанными припасами. И тогда подъедалось всё, что было в доме.

Но 300 семей, которые жили в посёлке, всегда были готовы прийти на помощь друг другу, что совсем не удивительно: все они дружили, вместе отмечали праздники, вместе лодки из похода встречали – как и положено, с жареным поросёнком. Так что помощь и взаимовыручка всегда были на высоте.

Но была проблема с устройством на работу супруги Евгения, поэтому она пошла служить в штаб, и с той поры началась её военная служба. Шёл 1987 год, когда Татьяна Александровна стала связистом. Служба Смокотиных на Камчатке длилась больше шести лет, а потом Евгению Александровичу поступило предложение поработать в Магадане, где дислоцировался дивизион подводных лодок. Может быть, у кого-то возникнет вопрос: почему наш герой стал таким востребованным человеком? Ответ простой: настоящие профессионалы, высококлассные специалисты по связи востребованы во все времена.

В общем, переезд в Магадан состоялся. Город напоминал район Санкт-Петербурга по той простой причине, что здесь проживали репрессированные архитекторы, причём в немалом количестве. Они были невыездные, поэтому применение своим профессиональным способностям находили в том, чтобы место жительства сделать похожим на дорогие сердцу места.

Когда семья переехала в Магадан, в области проживало 250 тысяч человек, в городе – 125 тысяч. А перед их отъездом в 2011 году в регионе осталось всего 129 тысяч, а в городе – 100 тысяч. Отток населения был большой, и общее настроение характеризовалось так: «Пора уезжать на материк». Ко всему прочему по всей области закрывались горно-обогатительные комбинаты, тамошние обитатели перебирались в Магадан, и к началу нулевых город изменил свою атмосферу, флёр той культуры, которую привнесли репрессированные интеллигенты, исчез.

НА МАТЕРИК!

Тем не менее, Татьяна Александровна говорит, что отношения между людьми были добрые, всегда можно было рассчитывать на помощь, если она была необходима. Вообще по-другому там нельзя, и случайные люди в этих края не выживают, они уезжают, не оставив после себя никакого следа, во всяком случае доброго – уж точно. Жить там, где зима с октября по середину мая, конечно, нелегко, – такое выдерживает не каждый. Уставали от зимы все, зато с наступлением весны природа буквально оживала и начинала бурно цвести. Если цветут ирисы, то это синяя поляна от края до края, то же самое с лютиками и клевером.

90-е годы прошлись по нашей армии и оборонному комплексу тяжёлым катком. Дивизион начали расформировывать, Евгений Александрович перешёл в структуру ФАПСИ (Федеральное агентство по связи и информации), а следом за ним – и Татьяна Александровна. Она так в этой структуре и работала, а супруг после реформирования оказался в ФСБ. Конечно, было бы интересно узнать об их службе в столь важных структурах, но это, увы, государственная тайна. Поэтому приходится ограничиваться рассказами о житье-бытье.

Магаданский период у Смокотиных длился 21 год. И со временем они, как и многие другие магаданцы, начали задумываться о переезде «на материк». Да и служба не может длиться бесконечно – время и возраст диктуют свои ограничения. Разумеется, в своём желании супруги были не одиноки: коллеги уже начали покупать недвижимость в разных регионах страны.

Дочь Смокотиных в это время уже жила в Петербурге, а родители Татьяны Александровны – в Коломне. Поэтому им хотелось найти город, откуда было бы легко добираться и до Петербурга, и до Подмосковья. Друзья, обосновавшиеся в Твери, звали их в областной центр. Но Татьяне Александровне хотелось жить в небольшом провинциальном городе с хорошей экологией. Друзья посоветовали Ржев, и они в 2006 году приехали сюда, чтобы осмотреться. А когда познакомились с городом, решили купить здесь квартиру – пусть, как говорится, будет. Но служба ещё продолжалась, и переезд, естественно, откладывался. Состоялся он по окончании службы, в 2011 году. Вскоре пришлось забрать к себе и маму Татьяны Александровны, поскольку она осталась одна.

ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ!

Супруги Смокотины оказались людьми деятельными – сидеть дома им невмоготу. Однажды пришли на мероприятие во Дворец культуры, начали внимательно рассматривать вывешенные в фойе фотографии. Их интерес заметила Елена Яблокова и пригласила приходить в ДК как можно чаще. Постепенно расширялось знакомство с людьми, среди которых оказалось немало северян. А в какой-то момент они узнали об «Университете третьего возраста», который работает при КЦСОН.

Татьяну Александровну заинтересовали курсы экскурсоводов. Там всё было серьёзно – не только во всех подробностях изучали историю Ржева, но также сдавали экзамен и получали сертификат. Во время обучения проводили экскурсии по памятным местам и достопримечательностям города. Т.А. Смокотина искренне влюбилась в Ржев и его историю, а сегодня с удовольствием делится с друзьями своими знаниями.

Евгений Александрович посещает теннисную секцию и даже ездит на соревнования. Объединяет все клубы Ольга Воробьёва, которая пишет сценарии, помогает проводить мероприятия, часто бывает на них ведущей – ну, и, естественно, главной солисткой. Евгений и Татьяна Смокотины постоянно посещают занятия по краеведению. Их руководитель Наталья Дранова часто организовывает поездки, экскурсии, и всё это не просто интересно, но и весьма познавательно. Татьяна Александровна думает ещё записаться на шитьё и компьютерную грамотность. В общем, факультетов много, каждый может найти себе занятия по душе.

Когда Евгений Александрович только начинал ходить в секцию, то он был там единственным мужчиной. А потом то ли жёны рассказали своим мужьям, что можно не только лежать на диване, то ли информация распространилась, как вирус, но теперь в секции мужчин теперь больше, чем женщин. Смокотины приглашают всех наших возрастных читателей в центр, чтобы выбрать себе занятие по душе. Это сделает их жизнь интересной, позитивной, динамичной. Сами Евгений и Татьяна Смокотины именно так и живут, наполняя смыслом каждый прожитый день.

А ещё они – очень гармоничная пара, в отношениях которой царят любовь, уважение и взаимопонимание. Это чувствуется сразу, чуть ли не при первом взгляде на них. Когда мы расстались после долгого разговора и фотографирования, в голове у меня почему-то зазвучала песня под названием «Осень», которую исполняли многие известные певцы.

Осенние листья шумят и шумят в саду, Знакомой тропою я рядом с тобой иду. И счастлив лишь тот, в ком сердце поёт, С кем рядом любимый идёт. В саду опустевшем тропа далеко видна, И осень прекрасна, когда на душе весна. Пусть годы летят, но светится взгляд, И листья над нами шумят…

Что ни говорите, хорошие раньше были песни, душевные и очень правильные…

Вера ГЛАДЫШЕВА.
Фото из личного архива.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.