Ржевских старожилов сразу можно узнать по тому, как они называют районы родного города – Опоки, Облупа, Смоленский край… И, конечно же, среди прочих старинных названий вспоминают Казанку, имя которой было дано по названию местных часовни и церкви. В своё время они являлись украшением правобережья Волги, где и сейчас возвышается белоснежный Вознесенский собор. Первый храм, встречающий Волгу в Ржеве…


В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В Тверском областном архиве сохранились интересные исторические документы в отношении Казанской часовни. «Самым почитаемым местом на старинном городском кладбище (ныне Казанское – прим. автора), приписанном к Спасо-Преображенской церкви, кроме Вознесенского храма, в Казанском краю считалась отдельно стоящая каменная Казанская часовня, прообразом которой была маленькая древняя часовенка, куда за духовной помощью приходило не одно поколение жителей старинного верхневолжского города» (и не только Ржева, – отметим от себя).

Именная часовня была заложена на восточном углу ограды церковного кладбища 26 мая 1849 года. Её общая площадь составляла 72,8 кв.м (по современным меркам). Спустя три года, 13 июля 1851-го, отстроенная в кирпиче, она была освящена с перенесением туда старинной чудотворной иконы, именем которой и назывался этот участок городской застройки. С момента освящения здесь проводили лишь временные богослужения — на престольные праздники Спасо-Преображенского и Вознесенского храмов, а также чествования иконы Казанской Божией Матери. Каменная часовня была посвящена этой местночтимой чудотворной иконе, содержалась под специальным надзором церковного старосты — купца 1-й гильдии Павла Фёдоровича Сафронова (1801(?) — 1896) и охранялась церковным сторожем. Также в часовне находились старинные иконы «Животворящий крест», «Вознесение Господне», «Нил Столобенский чудотворец» и другие. В числе местных святынь здесь сохранялись иконы благоверного князя Владимира, мученицы Агриппины, мученицы Параскевы и праведной Пелагеи Ржевской.

Саму часовню и, прежде всего, её главную святыню – старинный список иконы Казанской Божией Матери – весьма почитали, причём не только жители округи. По преданиям, икону древнего письма даже обносили вокруг Ржевской крепости ещё во времена нашествия литовцев.

Как свидетельствует архивные данные, «часовня была построена ржевским купцом Павлом Феодоровичем Сафроновым при ближайшем участии тогдашнего священника Спасо-Преображенской церкви, а впоследствии Ржевского соборного протоиерея Матфея Александровича Константиновского». Первоначальная же история часовни и её святыни имеет корни, уходящие в глубину минувших столетий…

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Ещё до постройки каменной часовни на восточной окраине кладбища, приписанного к Спасо-Преображенской церкви, не одно столетие располагалась маленькая деревянная часовенка, ветхая от времени и частично истреблённая пожаром. Там издавна находился старинный образ, который, по свидетельству старожилов, был передан сюда на хранение неизвестным лицом (имя жертвователя попросту кануло в лету, не оставив для истории никаких сведений).

Как следует из доклада внучатого племянника строителя Вознесенско-Казанского комплекса Алексея Григорьевича Сафронова на одном из заседаний Тверской учёной архивной комиссии (1900), древний список иконы Казанской Божией Матери долгое время сохранялся в «подгородней деревне Домашино», а позже был дарственно передан в часовенку при кладбищенском участке древней Спасо-Преображенской церкви. Лики старинной иконы к 1851 году были почти не читаемы, «в некоторых местах стёрлись краски» – так, что контур рисунка почти невозможно было разобрать. Но чудодейственная сила святыни признавалась повсеместно, и тому есть доказательства.

Немного отступая от нашего повествования, следует подробнее остановиться на отдельных исторических фактах. Ещё во времена правления князя Василия III (1479-1533) и царствования Ивана Грозного (1530-1584) со стороны Москвы Ржеву уделяли самое пристальное внимание. Не случайно в этот период в городе были построены и отреставрированы многие храмы и по специальному распоряжению даны льготы на их обустройство. В правление Ивана Грозного Ржев получил статус важнейшего московского пограничья и играл ключевую роль в междоусобной борьбе XIV-XVI веков.

Ржевская Воскресенская обитель находилась на правом берегу Волги, вблизи деревень Домашино и Абрамково, где проходила большая дорога на Запад – в Литву. Иван Грозный, бывавший в Ржеве не менее четырёх раз, возможно, в один из своих визитов останавливался в монастыре, которому и была подарена икона Казанской Божией Матери, особо ценимая как самим царём, так и всей Россией.

Скажем, что первый раз Иван Грозный побывал в Ржеве в 1546 году вместе с братьями Юрием Васильевичем и Владимиром Андреевичем. Ещё один визит в Ржев состоялся осенью 1547-го. В начале марта 1563 года, после окончания войны с Литвой, царь вновь посетил наши места, чтобы преклонить колени перед Ржевско-Оковецкой иконой Божией Матери…

ПОД ПОКРОВОМ БОГОРОДИЦЫ

Уже четыре века православная Россия дважды в год отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери: 21 июля – в честь обретения и 4 ноября – в ознаменование избавления Москвы от поляков (по новому стилю). Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской православной церкви, Казанский образ является самым любимым. К началу ХХ века эту икону можно было увидеть в каждом русском доме – от царских палат до крестьянской избы. Для Ржева сам праздник Казанской иконы Богородицы по сей день имеет особый статус, ведь издавна считалось, что Она является покровительницей и защитницей нашего города

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.