Перед нашим государством во весь рост встала проблема новой индустриализации. Представление, что многое из того, что нам необходимо, можно купить на Западе, разрушилось при столкновении с суровой действительностью. Стало понятно: нам не только надо восстанавливать целые отрасли, но и проводить импортозамещение, особенно в части выпуска комплектующих изделий. А такая промышленная политика требует большого количества квалифицированных кадров. Именно поэтому заметно возрастает значение среднего специального образования, которое призвано дать нам необходимые кадры для проведения импортозамещения и новой индустриализации. О том, как идёт подготовка профессионалов в Ржевском колледже им. Н.В. Петровского, мы беседуем с исполняющей обязанности директора Ларисой ЗАМЯТИНОЙ.
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
– Лариса Юрьевна, время ставит перед профессиональным образованием новые, более сложные задачи. Возрастает спрос на качественную рабочую силу, особенно на высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Дефицит таких кадров сегодня – основная проблема российской экономики. Мы помним, как президент говорил, что пришлось по всей России искать высококвалифицированных сварщиков. А ведь перед нашей страной стоят серьёзные вызовы, ответить на которые невозможно без хорошей подготовки рабочих кадров. Какие способы есть для решения этой задачи?
– Наша цель – подготовка конкурентоспособных специалистов среднего звена. С одной стороны, они должны иметь навыки рабочего определённого профиля, а с другой – способность по ускоренной программе получить высшее профессиональное образование и возможность продолжить его. Сейчас основной акцент сделан на повышении качества среднего специального образования. Разработана Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года. Она включает в себя обновление методик и технологий преподавания, профессий и специальностей, аттестацию обучающихся и независимую оценку и полученных компетенций студентов в виде демонстрационного экзамена. Это только часть намеченных мер, которые должны повысить качество профессионального образования.
– Что такое «демонстрационный экзамен», каковы цели его внедрения?
– С 2017 года демонстрационный экзамен является формой государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся и выпускников. Он предусматривает моделирование реальных производственных условий, независимую экспертную оценку выполнения заданий, определение уровня знаний, умений и навыков студентов в соответствии с международными требованиями.
Демэкзамен проводится с целью определить уровень знаний, навыков и умений не на теоретическом, а именно на практическом уровне. То есть учащиеся должны выполнять работу по конкретным специальностям в соответствии с мировыми стандартами. Такая форма проверки знаний и умений требует от нас большой ответственности, но при этом открывает и хорошие перспективы перед средним профессиональным образованием. Поскольку материально-техническая база должна быть подтянута до определённого уровня, чтобы соответствовать предъявляемым экзаменационным требованиям.
РЫНОК ДИКТУЕТ…
– Есть ли возможность определить наиболее востребованные профессии на рынке труда, чтобы в дальнейшем каждый выпускник работал по профессии? Существует ли понимание того, какие профессии особенно нужны городу? Где работают выпускники вашего колледжа?
– Мы в принципе знаем, какие профессии в первую очередь интересуют работодателей в Ржеве. Определённая стагнация наступила в 2015 году. До этого рынок труда нуждался в таких специалистах, как аудиторы, бухгалтеры, программисты, маркетологи. Перелом произошёл в начале 20-х годов. Вновь появился спрос на работников сельского хозяйства и квалифицированных специалистов для промышленности. Сотрудников стали набирать в туристические фирмы, поскольку активизировался внутренний туризм. В 2022 году, когда ситуация на рынке труда начала выравниваться, востребованными стали техники, работники рабочих специальностей – такие, как электрики, сварщики разных направлений, фрезеровщики, инструментальщики, станочники, в том числе и те, что могут работать на станках с ЧПУ.
Сельскохозяйственное производство также стало постепенно выходить из кризиса. Руководители предприятий в связи с этим проводили модернизацию производства. Появился запрос на водителей тракторов и грузового транспорта. Мы можем ответить на любой запрос в этом направлении, поскольку готовим водителей категорий В, С, Д, Е, F, а также водителей погрузчиков, внедорожных авто- и мототранспортных средств.
Весной 2022-го на первые строчки по востребованности вышли специалисты в сфере IT. Переход к информационным технологиям, роботизация свидетельствует о том, что на работу будут нанимать людей, которые могут быть компетентными сразу в нескольких сферах. Кстати, в сельском хозяйстве тоже необходимо владеть современными технологиями, и не только в растениеводстве и животноводстве, но и в информационном пространстве. Мы это понимаем и стараемся отвечать на эти запросы, хотя порой сделать это не так-то просто.
– Существует ли связь между колледжем и работодателями? Возможно ли проходить практику на предприятиях и в организациях Ржева? Насколько она оказывается полезной и необходимой?
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.