№43 23 октября 2014 года
Каждое утро новостные каналы начинают с котировок стоимости нефти и акций ведущих предприятий. Сотни тысяч людей тревожно всматриваются в бегущие строки на экране, пытаясь понять, что там происходит с экономикой и не грозит ли стойкая тенденция на понижение обвалом цен. Ещё больше людей, а это десятки миллионов граждан, не очень понимают то, что происходит в глобальной экономике, но при этом беспокоятся о падении курса рубля и растущей не по дням, а по часам инфляции. Скажем, одна молодая особа, находясь в магазине для небогатых, незатейливо заявила: «Не знаю, что дальше будет. Как бы с деньгами чего не вышло». Попробуем всё-таки разобраться, что там вышло с деньгами.
Нефтяные реки, кисельные берега
Начинать придётся с нефтяных котировок – слишком уж завязаны мы на нефтяные цены. Господь благословил нашу страну несметными богатствами, но они же стали и неким проклятием, потому что позволяли – годами и десятилетиями – так называемой элите бездумно паразитировать на богатствах недр. И вдруг неожиданно оказалось, что краник, по которому к ним текли несметные дары, может быть перекрыт, и частично это уже сделано. Да ладно, бог с ней, с элитой. Гораздо важнее, что несёт за собой падение нефтяных цен для всех нас в отдельности и для страны в целом. Страны англосаксонского мира абсолютно убеждены в том, что им удалось уничтожить Советский Союз благодаря сговору Америки со странами Персидского залива, который и привёл к обрушению цен на нефть. СССР не выдержал этого падения и в итоге развалился. Сейчас, убеждают некоторые эксперты, «империя добра» пытается повторить этот маневр – уже в отношении России. Так это или не так, достоверно знают только сами американцы, но, во всяком случае, переговоры в конце лета с правителем Саудовской Аравией у Обамы состоялись. Теория заговора, направленного против России, весьма распространена в умах широких народных масс и даже среди части экспертов. Этакая «месть кота Леопольда» мышам за неблагонравное поведение.
Но кто же заинтересован в подобном развороте событий? Ведь если это процесс управляемый, то у него должны быть и управители. Саудовская Аравия? Э, нет. У них бюджет свёрстан – минимум 80-85 долларов за баррель нефти. Ниже – уже нереально, ибо последствия могут быть необратимыми. Да и финансирование всяких там ИГИЛов требуют от саудитов денег, денег и ещё раз денег. Вот они и качают нефть, не снижая её объемов. Может быть, всё-таки США гадят исподтишка? Как сказать. На самом деле американцы сами не шибко заинтересованы в падении нефтяных цен. Причин тому несколько. Себестоимость добычи нефти в США далека от минимальной. Если «чёрное золото» становится дешёвым, то добыча в США соответственно делается нерентабельной, а цена сланцевой нефти и вовсе улетает под небеса. Начинается банкротство в отрасли, а оно им надо? Самое же главное – государственные долговые обязательства США, на которых сейчас зиждется благополучие Америки, приобретаются в основном (помимо Китая) нефтяными странами. Нет долларов от продажи нефти – нет покупки американских долгов. А это для державы за «большой лужей» смерти подобно. Так отчего же тогда цены падают, если это никому не нужно?
Входить в подробности экономических рассуждений не стоит – это слишком сложная материя. Подойдем лучше сразу к выводам. По мнению ряда серьёзных экспертов, до обвала долгового рынка в Америке осталось очень мало времени. Отсюда и судорожные дергания на всевозможных рынках, в первую очередь, на важнейшем из них – нефтяном. Вот одно мнение о недалеком будущем фактически для всего мира. Эксперт говорит, что начинается «этап запуска гиперинфляции во всемирном масштабе. Он будет не долгим, но очень «веселым» с точки зрения событий в мировой экономике и финансах. Помимо этого нас ждут громкие банкротства столпов мирового бизнеса, ужасающие разоблачения и потрясающие финансовые махинации, вылезающие наружу». Так что трясти всех нас будет изрядно, и лучше заранее морально к этому подготовиться. Хотя нефть, очень может статься, в ближайшее время ещё отыграет всё потерянное.
Гоните рублики, да поскорей!
Многих напугал рост цен в России. Народ волнуется, да и кто бы не волновался, когда цены упрямо лезут вверх буквально на все продукты питания. И что тому причиной – то ли санкции, то ли дешевеющий рубль, – граждане понять не могут. Но зато очень чётко ощущают это на своём худеющем день ото дня кошельке. Увы, для рядового человека, получающего зарплату и пенсию в национальной валюте, падение курса рубля не сулит ничего хорошего. Но оно и не настолько плохо, как может показаться на первый взгляд тому, кто привык видеть только верхний слой в многосложной конструкции. Попробуем разобраться, почему всё не так плохо с нашей экономикой.
Рубль действительно падает, и падает он в большой степени из-за дешевеющей нефти, поскольку накрепко к ней привязан. А нефть по всему миру торгуется за доллары. Нефть дешевеет – доллар дорожает, рубль падает. Уйти от этой привязки можно, но это процесс не одномоментный, на него понадобятся годы и годы. И это в том случае, если целенаправленно работать в данном направлении. Одна наша коллега по журналистскому цеху ещё летом простилась с долларом в ржевской газете, заявив: «Гуд бай, доллар, гуд бай». Поторопилась явно. До «гуд бая» ещё так далеко, что никто и приблизительно сказать не может, когда это случится, и случится ли вообще. Хотя, если лопнет штатовский долговой пузырь… Но рассуждать о долларе – это слишком высокие материи, замешанные на геополитике. Возьмём чуть пониже, и поговорим о делах российских.
Итак, слабеющий рубль – насколько это плохо? Тут оказывается, что не так страшен чёрт, как его малюют. Действительно, от ослабления рубля страдают практически все граждане. Причём особенно уязвимы небогатые (то есть фактически подавляющее большинство населения), поскольку, чем беднее человек, тем больше денег он тратит ежедневно, и тем значительнее его расходы на еду. То есть ожидать повышения уровня жизни и снижения числа бедных в этот период уж точно не приходится. Но есть и другая сторона медали. И вот она-то дает основания предполагать, что из испытания дешёвой нефтью и слабеющим рублем мы выйдем достойно. Такой рубль очень выгоден экспортёрам, то есть тем, кто что-то продаёт за границу. А продаём мы в основном всё те же нефть, газ, лес-кругляк и прочие сырьевые продукты. Так вот, этим предприятиям и корпорациям легче становится платить налоги, зарплату, у них увеличивается рублёвая масса, которую можно тратить внутри страны, вкладывать в развитие. Для бюджета ситуация со слабым рублём тоже вполне себе ничего – выпадение доходов бюджета из-за дешёвой нефти частично компенсируется инфляцией и выуживанием денег из наших карманов. Плохо, конечно, но ведь, с другой стороны, платить субсидии, заниматься строительством дорог, мостов, детских садов, школ, переселением из ветхого жилья, выплачивать материнский капитал и прочая, и прочая без инфляции было бы практически невозможно. А так – люди увидят рост цен, зато не увидят развала социальных программ, что было бы значительно хуже. И вообще, если бы Центральный банк не отпустил рубль в свободное плавание, а тратил все средства на поддержание его курса, то следствием был бы спад производства и соответственно рост безработицы. Легче бы кому-то от этого стало? Сильно сомневаюсь.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.