Завершилась пятая смена лагеря «Территория действия. Вахта Памяти», которая проходила рядом с деревней Кокошкино, в военно-патриотическом лагере имени Ф.М. Охлопкова. В ней приняли участие более 250 добровольцев – активистов движений «Волонтёрская рота «Боевого братства» и «Молодой гвардии». Под занавес смены ребята встретились на лекции «Пропаганда и патриотизм в самореализации молодого человека. Матрица патриотизма». Главным спикером выступил заместитель полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Григорий Куранов. Он рассказал молодым людям о значимости любви к своей Родине. Тема патриотизма давно вызывает споры и разночтения – кто такой патриот, что считать патриотизмом, не является ли патриотизм предтечей национализма? Спорят об этом политики, философы, да и простые люди давно, и нельзя сказать, что они пришли к единому мнению.
УНИКАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ
Григорий Куранов – человек весьма богатой и разнообразной биографии. Свою трудовую деятельность он начинал слесарем-ремонтником на заводе технического стекла в городе Салават, работал в горячем цеху, освоил 14 рабочих специальностей. Окончил Заочную физико-математическую школу при МГУ. В 1982 году, обучаясь в медицинском институте, создал первый в СССР зональный (вузовский) круглогодичный студенческий медицинский отряд (СМО), объединяющий студентов медицинского вуза и 8 республиканских медучилищ общей численностью до 2500 человек. По окончании института работал участковым педиатром. В 1989 создал и возглавил в Перми, на базе детской больницы №2, Центр реабилитации часто болеющих детей. Разработал авторскую методику и издал монографию «Иммунно-физическая реабилитация часто болеющих детей и взрослых».
В 2007 году получил второе высшее образование, окончив Башкирский государственный университет экономики и сервиса. Бизнесом начал заниматься в 1991-м, стал учредителем и директором различных фирм. Затем была политическая карьера, которая привела его к должности заместителя полномочного представителя президента РФ в ДФО. Куранов – автор единственной в России прикладной системной технологии «Матричная система воспитания современных российских духовности и патриотизма».
СЛОВО О ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ
Наши либералы очень любили (и не перестали цитировать) известное выражение шотландского писателя Джеймса Босуэлла. 7 апреля 1775 года на обеде Лондонского литературного клуба английский литератор Сэмюэл Джонсон, сославшись на Босуэлла, произнёс фразу, ставшую крылатой: «Патриотизм – последнее прибежище негодяя».
Кто из них был реальным автором этой фразы, история умалчивает, но она широко разлетелась по миру. Лев Толстой фразу Джонсона процитировал в «Круге чтения», там же приводится суждение самого писателя: «Любовь к своему Отечеству – так же, как и любовь к своей семье, есть естественное свойство. Но так же, как и любовь к семье, никак не может быть добродетелью, но может быть пороком, когда преступает те пределы, при которых нарушается любовь к ближнему».
То есть, Толстой говорит, что патриотизм – естественное чувство человека, и нельзя возвышать себя оттого, что ты патриот, как нельзя гордиться тем, что ты существуешь на этом свете. Так что же такое патриотизм? Простыми словами – это любовь к своей стране, своей нации и своей культуре. А что касается «прибежища негодяя» – так это про тех, кто за лицемерной любовью к Родине таит дурные мысли и наклонности, имея в виду только собственную выгоду. Истинный патриотизм вызывает стремление улучшить пространство вокруг себя, желание помогать людям и, конечно, гордость за свою страну.
На встрече с молодёжью Григорий Владимирович много и интересно говорил о патриотизме, о тех событиях и явлениях, которые вызывают у нас (или, по крайней мере, должны вызывать) законную гордость: Олимпиада в Сочи, возвращение Крыма, Керченский (Крымский) мост и так далее. Можно и нужно гордиться героями СВО, и практически в каждой школе Дальнего Востока созданы Парки Героев. В этом его поддержал и присутствующий на встрече постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при президенте РФ Андрей Федотов.
Куранов в качестве хорошего примера патриотизма и памяти назвал высаженные на территории военно-патриотического лагеря имени Фёдора Охлопкова молодые туи в честь погибших героев специальной военной операции. Эти трое молодых людей некоторое время назад были участниками поисковых смен на ржевской земле, а потом ушли на войну и погибли. Но память о них будет жить всегда, и всё новые поколения жителей России, приезжающие в лагерь, будут отдавать им дань памяти.
РАЗГОВОР О ВАЖНОМ
Немало времени Григорий Куранов посвятил разбору понятий «долг и обязанность». По его мнению, государство обязано обеспечивать тех, кто не в состоянии жить самостоятельно. Таковых у нас порядка 15 процентов, остальным должны быть предоставлены возможности для самореализации. А как они распорядятся этими возможностями, зависит только от них. О разработанной Курановым системной технологии он сам говорил, что она состоит из нескольких этапов: информирование, вовлечение, обучение и мотивация. Ни один из этапов пропустить невозможно, иначе желаемой цели в воспитании молодого поколения добиться будет трудно.
И, конечно, в воспитании необходима объединяющая деятельность. Григорий Владимирович привёл пример из своей жизни. Он вместе с другом – генерал-лейтенантом в отставке – дважды в год ездит на Донбасс. Друг владеет приёмами массажа, а Куранов, как известно, был практикующим врачом. В госпиталях они обучают новое пополнение практической медицине, помогая раненым, передавая навыки скорейшего возвращения к полноценной жизни. Занимаются они и помощью семьям, и такая деятельность приводит к тому, что появляется множество добровольных помощников, объединённых одним стремлением – принести пользу людям.
По окончании лекции начался оживлённый диалог между лектором и слушателями. Одним из первых прозвучал вопрос: каким должен быть «Разговор о важном» в школе? Григорий Куранов ответил, что готов поспорить с Министерством просвещения РФ, которое стремится к унификации. По его мнению, такого быть не должно. Есть немало учителей, которые способны самостоятельно искать, находить и разрабатывать интересные темы. Для этого можно использовать самый разный контент – в том числе, современные мультфильмы (например, про «Трёх богатырей»). Нужно больше инициативы, и тогда эти уроки вызовут у детей прилив интереса и творчества.
Прозвучал интересный вопрос от девушки из Самары, которая учится на юрфаке. Она поинтересовалась, почему государство не снимает фильмы про порядочных, честных и эффективных госслужащих. Если в фильме есть чиновник, то это всегда про похоть и коррупцию. Лектор с энтузиазмом воспринял вопрос, согласившись с такой постановкой, хотя заметил, что задавать его следует Министерству культуры. Но пообещал обратиться к своему другу, писателю Сергею Лукьяненко, чтобы тот написал сценарий про правильных чиновников.
Также был задан вопрос, почему государство, которое вложило миллионы в подготовку специалиста или спортсмена высокого класса, при их отъезде за рубеж и получении гражданства другой страны не выставляет счёт за потраченные на этого человека средства. Хотя бы те, что были израсходованы на его подготовку как специалиста или топового спортсмена. Григорий Владимирович согласился с таким подходом и призвал прекратить практику, когда учебное заведение гордится тем, что его выпускники работают в зарубежных фирмах, водят чужие корабли, добывают медали для иностранных государств. Те, кто учился на бюджете, должны отдать долг своей стране и народу, который их выучил, и отработать по распределению. Ну, а коли не хочешь – заплати за все годы учёбы.
Неожиданный вопрос прозвучал от молодого человека: как получить отдачу от государства на свои вложенные в определённые сферы деятельности усилия. Ответ был таков: человек, который в отпущенный ему период активной жизни двигает, вкладывает, развивает своё дело, может и не получить отдачи. Результат увидят другие, а мы все пользуемся плодами трудов тех, кто жил и трудился до нас.
Что касается вопроса, как стать патриотом, то ответ на него довольно прост. Нужно быть неравнодушным человеком, знать и любить историю своей страны, её культуру и народ. Всё просто и понятно для каждого нравственного и мыслящего человека.
На снимках: Григорий Куранов на мемориале Советскому солдату вместе с постоянным представителем Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации Андреем Федотовым и директором филиала Музея Победы Мариной Копаевой; встречи в военно-патриотическом лагере имени Фёдора Охлопкова; туи в честь участников прошлых смен – погибших героев СВО.
Вера ГЛАДЫШЕВА.
Фото Дениса Васильева.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.