Как известно, при создании Музея истории и архитектуры Ржева была поставлена цель представить образ дореволюционного города как одного из красивейших в России, воссоздав в пространстве экспозиции утерянную картину его былого величия. И работа в этом направлении уже активно ведётся, более того, открытие мастерских МИАР для ознакомительного посещения туристами должно состояться совсем скоро – 1 июля. Гости музея смогут познакомиться с работой специалистов, разрабатывающих макеты старого города, и приобрести эксклюзивную сувенирную продукцию, которая имеет не только эстетическое, но и прикладное назначение. Накануне этого события состоялась презентация названных мастерских, где с помощью аддитивных технологий уже создаются различные макеты и художественные изделия.
***
В мероприятии, в частности, приняли участие идейный вдохновитель проекта, преподаватель кафедры дизайна архитектурной среды B&D (Института бизнеса и дизайна) Игорь Сафронов, представители Минтуризма Тверской области Надежда Выскубова и Виктор Грибков, структурных подразделений администраций Ржева и района – во главе с Романом Крыловым и Михаилом Петрушихиным, а также туроператоров.
Нашим гостям, безусловно, было интересно узнать, что МИАР уникален, прежде всего, своей концепцией, которую не повторяет ни один музей России и Европы. Да, значительно возросший за последние два года турпоток в Ржев, прежде всего, тесно связан с военной тематикой и открытием мемориала Советскому солдату. Но 806-летняя история нашего города весьма богата и другими знаковыми событиями – именно о них, в частности, и расскажет создаваемая в МИАР экспозиция.
Руководитель проекта «Просвещение через архитектуру» Игорь Сафронов разработал собственную концепцию необычного музея. Для него создание МИАР – ещё и дань памяти отцу – известному в Ржеве инженеру-конструктору, изобретателю, медальеру Николаю Никитичу Сафронову, который застал Ржев довоенный и хотел, чтобы потомки знали, каким был город до того, как война стёрла его с лица земли.
– Восхищение довоенным Ржевом в воспоминания отца в большой мере передалось и мне, хотя формально моя память зафиксировала только трёхметровую груду кирпичей на Соборной горе, на месте Успенской колокольни, – сообщил нам Игорь Николаевич. – Конечно, в моих сегодняшних устремлениях есть элемент миссии – дань памяти Отцу. До недавнего времени проект макета города, а тем более музея, казался маловероятным! Но вот уже год, как мы ступили на путь его реализации, и эти события происходят, прежде всего, благодаря воле главы Ржева Романа Крылова.
МИАР – это путь открытия и осмысления силы художественных образов и культуры прошлого. По выражению Николая Гоголя, архитектура есть летопись времён: она говорит тогда, когда молчат песни и предания, и когда уже ничто не свидетельствует о погибшем народе. Жить без этой памяти мы не должны. Жизнь в диалоге с предками выпрямляет наши спины и даёт нам крылья!
Ко всему прочему, мы претендуем на обсуждение образов будущего. Через современные музейные технологии хотим открыть дискуссию о том, какой должна стать архитектура Ржева. Новая эстетика должна синтезировать архетипы и культурные коды ржевской земли, и через их современную трактовку создавать новые образы и новый облик Ржева. Эта эстетика призвана зажигать воображение людей и, как следствие, влиять на качество городского архитектурного строительства в будущем.
Какими ресурсами мы располагаем? Во-первых, это соучастие администрации города, которая оказывает всяческую поддержку проекту музея. Дважды были выделены материальные ресурсы – на покупку оборудования для мастерских и ремонт помещений. Сотрудники отдела культуры эффективно ведут каждодневную работу по реализации текущих задач. Мои главные помощники – директор Выставочного зала Ирина Аввакумова и её сотрудники, а также руководитель отдела культуры Елена Писарева и её заместитель Светлана Усанова.
Вторым ключевым условием является безвозмездная помощь со стороны Московского института бизнеса и дизайна – в виде первоклассных идей, архитектурных и дизайн-проектов. Третьим важным ресурсом проекта становятся новые сотрудники музея Надежда Сенатова и Станислав Волков – люди высокой профессиональной компетенции и эффективности. Должен признаться, что деньги в процессе создания музея играют не главную роль; многие события происходят благодаря безвозмездным усилиям участников проекта…
***
На базе мастерских музея в настоящее время идёт работа над изготовлением архитектурных макетов – на основе архивных материалов и замеров чудом уцелевших после разрушительной войны исторических зданий. Причём в процессе создания макета дореволюционного города учитывается объёмное единство природных ландшафтов Ржева и его архитектурных ансамблей, а также формируется экспериментальная площадка совершенно новой эстетики городской среды. В конечном итоге, МИАР должен стать полноценным культурным центром нашего города.
Также на базе музея реализуется программа «Сувениры из Ржева», которая предполагает участие широкого круга творчески ориентированных людей из самых разных областей деятельности – с опорой как на мировые технологии, так и на местные ремёсла и производства.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.