«Устают все. Даже самые сильные. Только они, в отличие от остальных, продолжают идти к цели молча, стиснув зубы». Газеты полны красивых фраз и заголовков. А уж интернет буквально закормил нас различными премудростями и цитатами. Вот только друг мой, Санька, на подобный демотиватор в своём аккаунте ВК – право имеет (потому он сегодня и вспомнился). Да и не в статусе она у него, эта фраза. Просто существует где-то среди вороха других фотографий. Видно, когда-то она попалась ему на глаза, и он её отложил. Оставил как напоминание. И не раз перечитывал. Так бывает даже у очень сильных людей – напоминать себе о самом важном.

Немудрено – досталось ему в жизни. И достаётся. И трудностей, и успехов… Не было в Ржеве СМИ, которое не отметилось бы статьёй про тренера наших чемпионов-велогонщиков Александра СМИРНОВА. И призёры чемпионатов самого разного уровня, и мастера спорта у него самые настоящие. И Россию выигрывали, и победу во всяких Гран-при на себя примеряют. Только порой глянешь – далеко не всё у него так празднично и гладко в жизни было. Чем оценивали люди его путь? Заслугами и достижениями. А недавно у Александра Анатольевича, которого друзья называют просто Великом, день рождения – ему исполнилось шестьдесят семь лет.

К ЦЕЛИ – МОЛЧА, СТИСНУВ ЗУБЫ…

Мало кто вспомнит, когда прилепилось к нему это прозвище – Велик. Давно это было. Не расставался он с велосипедом. Даже сто метров за хлебом, и то – «на педалях». А ещё меньше людей знают, почему так вышло. О том, что до 7-го класса он на таблетках и уколах жил. Какой там спорт? Диагноз – как приговор: порок сердца. А ведь так хотелось бегать, гонять мяч, плавать и нырять, как все мальчишки! Но наши желания и возможности, увы, далеко не всегда совпадают. Однако Сане повезло: встретился ему на пути Человек…

Когда после 8-го класса он пришёл в маштех со справкой, освобождающей от физкультуры, Иван Иванович Быстров, здешний преподаватель и тренер по лыжам, ту справку в качестве закладки в журнал спрятал. И стал Сане нагрузки давать. Сначала – в половину силы. А потом не поленился – вызвал родителей. Поговорил. Всё разузнал. И посоветовал купить сыну велосипед. И стал наш Саня на том велике гонять везде и всюду – только что не спал на нём.

Ещё через два года он вышел на свою первую гонку. Из 80 ржевитян шестым пришёл. Говорит, что за ним неотступно следовала скорая помощь. И ведь не обманывает! Медиков всегда на соревнования приглашают. Скорее всего, сам Быстров их и попросил – дескать, присмотрите за доходягой. А «доходяга» на следующий год в тройку призёров вошёл. А в 18 лет уже «кандидата» выполнил.

Вот такая история с Великом. Жаль, что дальше сказка заканчивается. Был бы наш Саня здоровым – сел бы на велосипед лет в 10, а в 12 вышел бы на первую гонку. Глядишь – всё по-другому в его жизни сложилось. Были бы совсем другие результаты, а не просто КМС. С его-то упорством! И была бы в армии спортивная рота, а не обычная служба. А после армии – не завод и тренировки после работы в качестве «досуга», а какой-нибудь ЦСКА.

И ВЕЧНЫЙ БОЙ!..

Тем не менее, не бросил Саня любимый велик. И когда в 2009-м в Твери организовывали велошколу, предложили ему создать филиал в Ржеве. Точнее, не одному ему. Три ставки выделили на районный центр. Но с желанием и энтузиазмом оказался он один. И стал в детях свои мечты в жизнь воплощать. Чтобы они уже в 10-11 лет начинали тренироваться, а к 15 годам могли раскрыться самые талантливые. Ну, а остальным, не чемпионам – запас здоровья на всю жизнь.

Не бросил он секцию и детей даже после реорганизации тверской велошколы. Хотя сам фактически остался без зарплаты. Половину минималки ему дирекция КСШОР №1 в качестве жалованья выделила, а велосипеды даже на баланс не поставила. Сохранил Саня имущество, не распродал, даже бумаги на него сберёг. Что-то дарили друзья-тренеры из Москвы, Питера, регионов побогаче, что-то покупали родители детей, спонсоры…

– ПАО «Электромеханика» хорошо помогало – выделяло средства на форму, участие в соревнованиях, – вспоминает Александр Анатольевич. – Виктор Константинов тогда депутатом Гордумы был, убедил коллег, что нужно купить машину сопровождения. Недаром мы в спонсорских майках с эмблемой «Электромеханики» на трек выходили! Сами запчасти покупали. Колёса. Тренировки – пять раз в неделю. 30 километров проехать – это в день расслабления. А норма тренировочная – 80-100 км. 400 километров в неделю. 1200 в месяц. За год – сами считайте! Да и на соревнованиях на «тренировочных» колёсах не ездят…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.