Свой 70-летний юбилей Ржевское соединение ПВО отметит 26 сентября – по стечению обстоятельств, лишь через месяц после юбилейной даты. Ведь отсчёт славной летописи соединения ведётся с 27 августа 1945 года, когда на основании Директивы Генерального штаба Красной Армии и был сформирован Московский истребительный авиационный корпус (войсковая часть 40963). Читатели «РП» прекрасно осведомлены об истории легендарного воинского соединения и его прославленных командирах – газета в течение длительного времени освещала «этапы большого пути», которые за семь десятков лет довелось пройти военнослужащим. И финальным аккордом в череде этих публикаций является сегодняшний материал: накануне юбилейных торжеств мы побывали в 32-й дивизии ПВО, где встретились с командиром – полковником В.В. Скрипко и его подчинёнными. В том числе, – в самом сердце Ржевского соединения ПВО – на пункте управления, откуда и осуществляется постоянный контроль над неприкосновенностью воздушных границ в зоне ответственности дивизии.
Когда ты попадаешь на территорию воинской части – невольно становишься «заложником» строгой дисциплины, сложившегося распорядка и чёткой субординации – в том смысле, что общая атмосфера несения службы на режимном объекте и от постороннего человека требует неукоснительного соблюдения определённых правил. Секретные сведения, естественно, разглашать нельзя, фотоснимки в пределах пункта управления предполагают только «портретные» ракурсы, а чисто профессиональная привычка во всём доходить до самой сути разбивается о массу запретов и огромный объём сугубо специальных знаний – их не осилить и за месяцы. Впрочем, от нас такого подвига никто и не ждал – рассказ о сегодняшнем дне Ржевского соединения ПВО мы ограничим доступными сведениями о столь ответственной и необходимой службе, позволяющей сделать однозначный вывод: «Огромное небо – в надёжных руках».
НАША ЦЕЛЬ – НЕПРЕОДОЛИМАЯ ПВО.
Наш визит в Ржевское соединение ПВО стартовал с КПП, а продолжился осмотром музея боевой техники на территории части и юбилейной экспозиции в штабе воинского подразделения – под строгим руководством заместителя командира по работе с личным составом полковника С.Л. Сидоренко. С появлением командира все прочие профессиональные надобности отошли на второй план – полковник В.В. Скрипко с готовностью ответил на все наши вопросы.
– Вячеслав Владимирович! За 70 лет соединение неоднократно меняло своё наименование, а территория ответственности неизменно возрастала – вплоть до 90-х годов XX столетия. Если коротко – что из себя на сегодняшний день представляет вверенная вашему руководству дивизия ПВО?
– Штатная структура нашего воинского подразделения такова, что мы в состоянии выполнять поставленные перед нами задачи на самом высоком уровне. Военнослужащие дивизии (в общей сложности это более пяти тысяч человек) в круглосуточном режиме несут боевые дежурства по охране государственной границы в воздушном пространстве – в мирное время и прикрывают наиболее важные объекты страны от нападения с воздуха – в случае возникновения военной или террористической угрозы. Вы правы, с 90-х годов зона ответственности Ржевского соединения ПВО не менялась: противовоздушная оборона Центрального экономического района РФ – в качестве первого эшелона защиты Москвы. Речь идёт о 22 субъектах РФ, площади в 940 тысяч квадратных километров и 1350 км государственной границы – с Беларусью и Украиной. Столь непростую задачу выполняют находящиеся в подчинении зенитные ракетные и радиотехнические полки – с командными пунктами в Ржеве, Воронеже, Орле, Ярославле и Валдае.
– Даже действующие военнослужащие прекрасно помнят времена, когда престиж армейской службы неуклонно падал, а проводимые в Вооружённых силах реформы далеко не самым лучшим образом отражались на обороноспособности страны. Но ситуация, к счастью, кардинально изменилась. Скажем, после известных украинских событий мы все увидели: на «вежливых людей», ставших символом современной армии, вполне можно положиться. Даже афоризм в тему появился: «Запад думал, что России 23 года стояла на коленях, а она просто шнуровала берцы». В чём конкретно выразились эти перемены на уровне Ржевского соединения ПВО?
– Для начала хочу отметить, что государство никогда от армии не отворачивалось, ибо всегда понимало главное: не будет Вооружённых сил – не станет и нашей страны. Ещё Александр III Миротворец выразил своё внешнеполитическое кредо словами: у России есть только два надёжных друга – армия и флот. И с тех пор ничего в этом смысле не изменилось. У нас нет друзей – нашей огромности по-прежнему боятся. Да, в 1917-м уже пытались уничтожить офицерский корпус, фактически то же самое произошло и в новейшей истории России, когда, начиная с 1990-х, происходило массовое сокращение в рядах Вооружённых сил. Но армия всегда была вне политики и даже в самые тяжёлые и смутные времена действующие военнослужащие выполняли поставленные перед ними задачи с честью. ПВО страны и по сей день является непреодолимой для воздушных сил противника.
Ну, а перемены последних лет действительно трудно не заметить. Ведь происходит масштабное перевооружение армии: в соответствии с программой развития ВС РФ до 2020 года будет полностью обновлена стоящая на вооружении техника. На уровне нашего соединения техническое переоснащение проведено на 50 процентов, и этот процесс продолжается. Скажем, в прошлом году в наше соединение был поставлен современный зенитный ракетный комплекс С-300 ПМУ «Фаворит». На вооружении радиотехнических полков стоят РЛК и РЛС, в том числе последнего поколения – типа «Каста-2-2», «Противник-Г», «Гамма-Д», «Гамма-ДУ», «Небо-СВУ». Радиолокационные комплексы и станции в состоянии обнаружить воздушные объекты на расстоянии до 600 километров и на высоте до 40 километров. В полках активно осваивают новые образцы военной техники, несут боевые дежурства, участвуют в учениях с боевыми стрельбами – наша боеготовность стабильно оценивается в основном на оценки «хорошо» и «отлично». Военнослужащие регулярно подтверждают не только свои профессиональные знания и навыки, но и укрепляют физическую подготовку – в ноябре все они, от командира до рядового, будут сдавать соответствующие нормативы. Если говорить о бытовых условиях, сегодня они весьма достойные – скажем пресловутый «квартирный вопрос» офицерского состава благополучно снят с повестки дня.
– Как мы видим, перемены коснулись и службы в армии по призыву – начиная с сокращения её срока и заканчивая улучшением бытовых условий. Видимо, ещё и по этой причине молодые люди сейчас идут служить в армию куда охотнее, чем ещё каких-нибудь десять лет назад?
– Срок службы по призыву сокращён до одного года, и я убеждён: при планомерной и грамотной подготовке за это время военнослужащие осваивают свою воинскую специальность в полном объёме. В бытовом отношении служба стала заметно комфортнее: в казармах оборудованы чайные комнаты, установлены стиральные машины, есть душевые, к услугам рядовых – военторг. Выдаётся единый для офицерского и рядового состава всесезонный комплект базового обмундирования. Питание также для офицеров и рядовых – единое, в полной мере соответствует всем нормативам.
Престиж армейской службы в последние годы значительно вырос – молодые люди нередко сами обращаются к нам с просьбой служить в войсках ПВО. География новобранцев огромна – от Дальнего Востока до Калининграда. Служат у нас и ржевитяне – как правило, это лучшие призывники, молодые люди с законченным специальным образованием и хорошей физической подготовкой. Идём навстречу и ребятам, которые, скажем, из-за болезни близких хотели бы служить в родном городе.
– История соединения ПВО и Ржева тесно переплетена, его командиры всегда активно контактировали с городской властью, и обе стороны принимали деятельное участие в совместных мероприятиях – на уровне дивизии и города. Подобные традиции сохраняются?
– По-другому и быть не может, ведь нам выпала честь дислоцироваться в городе воинской славы. К тому же немало ржевитян служат и работают в нашем воинском подразделении. Военнослужащие Ржевского гарнизона участвуют во всех городских мероприятиях; город, в свою очередь, живо интересуется происходящими у нас событиями. Совместными усилиями мы выстраиваем линию по патриотическому воспитанию молодёжи, и в этом смысле особую благодарность хочется адресовать нашему давнему другу – советнику губернатора Г.А. Мешковой. На территории части открыт музей под открытым небом, где представлена самая разнообразная техника войск ПВО, – сюда регулярно совершают экскурсии ржевские школьники.
Благодаря инициативе бывших командиров соединения и руководства ОАО «514-й АРЗ» возвращён на своё историческое место памятник «Самолёт», который ржевитяне напрямую связывают с именем А.И. Покрышкина, легендарного лётчика-аса, командовавшего Ржевским соединением в 50-е годы. На окраине Ржева, на месте крушения в 1951-м тяжёлого реактивного самолёта ТУ-16, установлен обелиск. Мы взяли шефство над кадетским классом в средней школе №7, в 2016-м постараемся организовать ещё один – подготовка ребят будет вестись в рамках профориентации на службу в войсках ВКС. На нашей территории регулярно проходят Дни части и областные Дни открытых дверей, а с недавних пор – акция «Служба по контракту – твой выбор!», в рамках которой план набора был выполнен на 100 процентов. Сейчас контрактники в основном служат на рядовых и сержантских должностях, но если у них есть профильное образование, после соответствующей подготовки им присваивается воинское звание «лейтенант».
Пользуясь случаем, хочу высказать слова благодарности губернатору Тверской области А.В. Шевелёву: именно благодаря его участию в октябре 2013 года тогда ещё 6-й бригаде ПВО было присвоено почётное наименование «имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации А. И. Покрышкина». Хочется поблагодарить и главу Ржевской епархии епископа Адрина, которые лично курирует наше соединение. Благодаря заботам владыки у нас появился священнослужитель, помощник командира по работе с верующими военнослужащими.
– Вячеслав Владимирович, безусловно, техника стоящая сегодня на вооружении дивизии, весьма сложная, но без личного состава выполнение возложенных на соединение ПВО боевых задач было бы невозможно. Все военнослужащие и каждый из них в отдельности стоят на защите неба и, безусловно, достойны слов благодарности…
– В нашем соединении служат более тысячи офицеров, и всех я, конечно, не перечислю. Однако некоторые фамилии всё-таки назову. На базе соединения уже сформировались воинские династии. Скажем, офицер отделения ЗРВ майор Николай Лактюхин пришёл к нам служить после своего отца – полковника Александра Лактюхина. Сын подполковника Сергея Дрожжина (Сергей Борисович – известный в Ржеве исполнитель авторской песни, победитель конкурсов самого разного уровня) тоже решил пойти по стопам отца и в прошлом году поступил в Военную академию ВКО в Твери.
Несколько слов – о наших ветеранах. Более двадцати лет отдали службе в соединении и сегодня продолжают успешно трудиться уже на гражданских должностях: полковник запаса В.А. Митенков и А.Ф. Фортуна, подполковники запаса В. Н. Латышев, С.А. Безрук, В.Н. Зуев и Г.В. Шишов, майоры запаса М.Г. Пономарёв, А.Н. Ершов, гражданский персонал – в лице С.В. Борбуляк, Р.В. Вахненко, В.Г. Калининой, Л.М. Мироненко и О.В. Овчинниковой.
В субботу, 26 ноября, состоятся торжественные мероприятия по случаю 70-й годовщины Ржевского соединения ПВО – в штабе соединения и на Советской площади. Хочется сказать всем нашим военнослужащим спасибо за добрую службу и поздравить со столь знаменательной датой! Вы сутками находитесь на боевых дежурствах, заступаете в караулы, в любую погоду участвует в учениях и боевых стрельбах. Благодаря вашему труду, небо России сегодня находится под надёжной защитой. Желаю всему личному составу соединения и впредь с честью выполнять поставленные перед нами задачи, профессионального роста, отменного здоровья, семейного благополучия!
НЕДРЕМЛЮЩАЯ СТРАЖА.
Впереди нас ждала поездка на пункт управления соединения ПВО, расположенный неподалёку от штаба части. Армейский уазик домчал нас туда в мгновение ока, а пока машина подскакивала на колдобинах «бетонки», заместитель командира радиорелейной роты по воспитательной работе старший лейтенант Андрей Титенкин рассказал нам об особенностях службы в самом «сердце» соединения. А ещё мы пообщались с нашим водителем: как выяснилось, ефрейтор Константин Гусев – ржевитянин, накануне службы в армии (у парня высшее образование) он воспользовался предложением военкомата и на базе местного отделения ДОСААФ совершенно бесплатно получил права категории «С» и одновременно – воинскую специальность. Учебку проходил в Подмосковье, затем рядового перевели в Ржев, так что оставшийся срок службы он проходит в качестве водителя Управления Ржевского соединения ПВО. «Условиями службы доволен, и искренне признателен своим командирам за то, что доверили мне столь ответственную должность. Через два месяца – домой, но службу в войсках ПВО не забуду никогда!».
Проехав КПП, мы оказались на режимной территории, отгороженной от остального мира колючей проволокой, где и располагается ничем особенно не примечательный пункт управления дивизии – заглублённого типа, надёжно спрятанный под землёй. Прямо перед входом – плац, где каждое утро проходит ритуал заступления на боевое дежурство, – с исполнением гимна РФ.
Несмотря на подземную дислокацию, спускаться никуда не пришлось – наш путь к самому «сердцу» соединения ПВО лежал по крутым железным лестницам всё больше вверх. В разведывательно-информационном центре (РИЦ) пункта управления, где полно карт, схем и компьютеров, производится радиолокационная разведка в приграничной полосе и диспетчерский контроль над всей зоной ответственности соединения ПВО. Сбор информации от подчинённых радиотехнических частей и подразделений, её обработка и передача в зал командования осуществляется прямо на месте. Начальник РИЦ, подполковник П.А. Иванов рассказал, что сюда поступают данные о передвижении воздушных судов по всей территории ответственности соединения, а это, напомню, ни много – ни мало 940 тысяч кв. км.
Первоначально все самолёты имеют статус «цели», впоследствии, будучи «опознанными», свободно следуют по своим строго определённым маршрутам. Классифицируется буквально каждое воздушное судно – в том числе, принадлежность и воздушная трасса, по которой оно следует; после оценки этой информации даётся добро или запрет на пересечение государственной границы. Любое уклонение от законного пути следования не допускается, а в случае подобного развития событий – немедленно пресекается. Кстати говоря, «заблудившиеся» самолёты в практике РИЦ – совсем не редкость.
Мы поинтересовались у Петра Александровича, сколько воздушных судов мы можем видеть на мониторах одновременно. Как выяснилось – до 300, а в ту минуту, когда мы об этом спрашивали, диспетчеры контролировали движение более 80 самолётов. Ну, а в общей сложности каждые сутки на пункте управления сопровождают до 1800 воздушных судов – в пределах своей зоны ответственности.
Сбор информации производится двумя способами – автоматическим и неавтоматическим (это когда все необходимые данные планшетист-чертёжник наносит на карту-планшет вручную), и этот способ сейчас используется в качестве резервного. В разведывательно-информационном центре у каждого специалиста – своя строго определённая задача. Например, младшие сержанты Светлана Жильцова и Ольга Миглан – телефонисты, Светлана Бурденко – планшетист. По соседству с военнослужащими трудятся и гражданские лица – скажем, группу диспетчерского контроля в этот день представляли Н.В. Уварова и М.В. Зайцева.
Как мы уже сказали, все собранные в разведывательно-информационном центре данные впоследствии поступают в зал командования, где на этот раз нас встречал командир дежурных сил, майор Андрей Шумский. Андрей Анатольевич кратко представил алгоритм, который используется в случае незаконного нарушения государственной границы. Называть полную совокупность действий, я думаю, не имеет смысла – их слишком много. Но основные таковы: если неизвестное воздушное судно вошло в пределы границ РФ, с ним устанавливается связь, а сам самолёт попадает в «воздушную коробку» – до принятия соответствующего решения. Если же на законные требования покинуть территорию РФ он не реагирует – в воздух поднимается авиация, цель – принудить воздушное судно к посадке. Наконец, финальным этапом «работы» с неопознанным самолётом может стать приказ о поражении цели. Ну, а в случае применения противником зенитного ракетного вооружения для отражения подобных атак используются комплексы ПВО (противовоздушная оборона нашей страны не имеет аналогов в мире).
Покидая зал командования, обратила внимание на два непременных атрибута военной службы – портрет верховного главнокомандующего и знамя Ржевского соединения ПВО имени трижды героя Советского Союза, маршала авиации А.И. Покрышкина. А рядом на стене – иконы. И это весьма символично. Небо хранит людей, которые по долгу службы призваны охранять воздушные рубежи родной страны.
