Продолжаются поисковые работы в рамках Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт». В настоящее время бойцы поисковых отрядов с переменным успехом продолжают отвоёвывать у прошлого судьбы советских солдат. Более 180 красноармейцев уже подняты, работы продолжаются сразу в нескольких местах боевых действий.

На сегодняшний момент достоверно установлены личности шести солдат и офицеров Красной Армии: рядовые Лебедев Иван Лазаревич, 1923 г.р. (Волжский район Смоленской области), Шепелев Сергей Иосифович, 1902 г.р. (с. Урицкое Тербунского района Курской области), Новиков Антон Николаевич, 1907 г.р. (г. Конаково) и Крылов Василий Иванович, 1904 г.р. (Махринский с/с Александровского района Владимирской области), мл. лейтенант Оноприенко Павел Григорьевич, 1913 г.р. (г. Ейск Краснодарского края), ст. сержант Мериазимов Ибрагим Сейфутдинович, 1915 г.р. (г. Москва).


ПОГИБШИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТИ НЕ ИМЕЮТ

«Ржев. Калининский фронт» каждый год собирает неравнодушных добровольцев-поисковиков не только из России и стран СНГ. В этом году вместе с нашими поисковыми отрядами, ребятами из Казахстана и Беларуси, трудится Гельмут Айхман из Бад-Пирмонта (Нижняя Саксония, Германия).

– Я считаю, что мы предпринимаем недостаточно мер для поддержания мира между государствами во всём мире, – посетовал господин Айхман. – В своём родном городе я ежегодно провожу дни скорби. Пытаюсь донести до людей необходимость помнить свою историю. У меня есть проект – «Марш мира». В его рамках я устраиваю пробег, в ходе которого возлагаю цветы к военным памятникам в Германии. Однажды пробежал 370 километров, а в прошлом году совершил пробег из Бад-Пирмонта в Берлин, в православный храм. Это привлекает внимание не только к моей персоне, но и помогает доносить до людей мои идеи и мысли.

Гельмут Айхман поблагодарил собравшихся за тёплый прием на русском языке. Его поддержал руководитель службы перезахоронения общественной гуманитарной организации «Народный союз Германии» Денис Дерябкин. Лекция, которую прочитали её сотрудники, подняла неоднозначные проблемы и вызвала сложные эмоции среди поисковиков.  – Это наша работа, – объяснил Денис Дерябкин.– Вы трудитесь здесь на общественных началах, на энтузиазме, как и мы, но у каждого есть основная работа. Наша основная работа – розыск солдат вермахта. Эти люди уже получили своё – они погибли на чужой земле. Но родственники в Европе не виноваты в их преступлениях. И они хотели бы знать о судьбе своих отцов и дедов.

Представители Фольксбунда объяснили особенности работы с захоронениями солдат вермахта, их снаряжением и медальонами. Медальоны военнослужащих нацистской Германии изготавливались преимущественно из алюминия, вследствие чего оказывались подвержены различным воздействиям окружающей среды. Советские эбонитовые медальоны в этом отношении показали себя с лучшей стороны. Эбонит химически инертен и при отсутствии механических повреждающих воздействий может храниться сотни лет.  Очередной такой медальон обнаружил отряд Михаила Богданова «Пионер».

– Погода немного подвела, – говорит Михаил Богданов, – но нам не привыкать к таким условиям. Если очень хочешь найти — обязательно найдёшь. Дождевую воду из раскопа вычерпали, всё подсохло – поиски продолжились. Нам удалось обнаружить троих красноармейцев и один медальон, целый, с прекрасно сохранившимся содержимым. Внутри медальона оказался нестандартный бланк, но записи в целом сохранились. После высококачественного сканирования и постобработки поисковики надеются его прочитать и установить имя ещё одного погибшего.

\

ПИСЬМО ИЗ ПРОШЛОГО

Поисковикам из объединения «Возрождение» (Калужская область) удалось обнаружить ценный артефакт – фронтовое письмо. Фрагменты послания были найдены вместе с останками двух красноармейцев и медсестры в районе станции Мончалово.

– Нам подсказали местные жители, с какой стороны наступали немцы, где оборонялись наши, – говорит Сергей Асташов, начальник штаба поискового отряда «Щит» (п/о «Возрождение»). – А дальше – дело техники: мы обнаружили останки с помощью глубинного металлодетектора. Когда их подняли и привезли в лагерь, уже в антропологической палатке обнаружили, что один из найденных — женщина. Определили по строению костей таза. Когда стали проверять её амуницию, окончательно укрепились в мысли, что это медсестра: из вещей при ней были найдены ремни, зеркальце, другие предметы, характерные для этой военной профессии.

Письмо достаточно сильно фрагментировано, но поисковики надеются, что его удастся прочитать. На нём и сейчас легко просматривается штамп Московского почтамта, а после того, как с ценной находкой поработают эксперты, надпись, сделанная карандашом, может проявиться.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.