Как известно, задолго до юбилейной даты Владимир Путин поручил администрации президента подготовить проект указа о праздновании в 2023 году 200-летия со дня рождения великого русского драматурга Александра Островского. Юбилейные мероприятия в нынешнем апреле проходят в самых разных городах нашей большой страны, и Ржев не стал исключением.


БУСИНКИ ИСТОРИИ

«Великий гость земли ржевской» – необычная лекция-экскурсия, приуроченная к юбилею «русского Шекспира», состоялась в Ржевском краеведческом музее. Первыми экскурсантами стали старшеклассники СОШ №2, вместе со своим педагогом Светланой Громовой совершившие увлекательное литературное путешествие в прошлое Ржева. Его подготовили и провели сотрудники музея и Центральной библиотеки.

– В наших фондах хранятся редкие издания, и среди них есть уникальные документы, связанные с жизнью и творчеством юбиляра. В экспозиции представлены планшеты, посвящённые Александру Островскому и Тертию Филиппову – ржевитянину, ставшему сенатором, министром. Островский видел и старейшее здание Ржева, где в настоящее время располагается краеведческий музей, – напомнила старший научный сотрудник учреждения Валентина Копылова. – Всё это взаимосвязано, словно бусинки истории нанизываются друг на друга…

Как удалось Островскому русскую жизнь перевести на язык драматургии, оставив нам не только потрясающие пьесы, но и документы из прошлой, неведомой нам эпохи? Об этом мы беседуем с Ольгой Чупятовой и Татьяной Жуковой, знатоками творчества Александра Николаевича, сотрудниками Центральной библиотеки, которая ещё к 150-летию Островского была названа его именем.

СПОР КОСТРОМЫ И РЖЕВА

– Посещение Ржева во время путешествия Островского по Верхней Волге не было единственным. Будучи хорошо знакомым с Тертием Филипповым, драматург и ранее бывал в нашем городе, – рассказывает Татьяна Жукова. – Об этом в своих статьях писали журналисты Татьяна Горская и Игорь Ладыгин, ссылаясь на краеведа Якова Тепина. Так, в 1848 году Островский гостил на Филипповой даче, где стал свидетелем страшной грозы.

Островский с Филипповым вышли на балкон. Над Волгой красиво блестели грозовые тучи. Филиппов, указав на дом Берсенева у Казанского бульвара, рассказал Островскому трогательную историю о гибели молодой женщины, затравленной своими домашними: «Вот так же была гроза и вон из того дома выбежала, кинулась с высокой горы в Волгу и утонула несравненная ржевская красавица Прасковья Фёдоровна!».

Речь шла о дочери ржевского купца Фёдора Павловича Берсенева. Он мечтал о широком размахе своей торговли (прежде всего, льном), навёл дворянский лоск, построил дом с колоннами, а к дочери Прасковье приставил гувернантку.

В это же время в Петербурге жил знаменитый ржевский купец Дьяков. Имея контору в торговых рядах, он доставлял лён в Англию на собственном пароходе. Сын его, Дмитрий, женат не был, жизнь проводил в кутежах и транжирстве, не думая о торговых делах. А однажды случилось так, что корабль Дьяковых утонул вместе с товаром, и они «сели на мель» – впали в долги и обанкротились. Единственным выходом из столь бедственного положения представлялась женитьба сына на богатой купчихе.

О том, что Дьяковы разорились, в Петербурге уже знали, но купцы-банкроты приехали в Ржев. И первый визит нанесли Берсеневу. Тщеславный Фёдор Павлович был необыкновенно польщён. И когда зашла речь о женитьбе Дмитрия на Прасковье, он пошёл на все условия сватов – даже согласился дать в приданое большую часть своего состояния.

После свадьбы, когда Дьяковы ещё жили в Ржеве, ожидая приданого, подоспел новый удар. Берсеневы получили из Петербурга достоверное свидетельство того, что Дьяковы разорились, попросту став нищими. Какой же смысл дарить им своё состояние? И дело с приданым затянулось. Тогда отец с сыном стали травить Прасковью как бесприданницу. Девица травли не выдержала и во время грозы бросилась с высокого берега в Волгу. Написанная в 1859-м и опубликованная в 1860 году драма «Гроза» напрямую отражала события, произошедшие в Ржеве.

– Исследователи творчества Александра Островского называют несколько городов на Волге, которые претендуют на то, чтобы стать прототипами этих событий. Официальная версия – события происходили в Костроме, но ржевские краеведы убедительно доказали, что действие драмы разворачивается именно в Ржеве. При этом важно помнить: сами герои всё же имеют собирательный характер, а люди и нравы везде одинаковы, – дополняет Ольга Чупятова.

ОТ ЧИСТОГО ИСТОКА

– В марте 1856 года Островский получил приглашение принять участие в литературно-этнографической экспедиции, организованной морским министерством. Александр Николаевич участвовал в исследовании верховьев Волги, именно тогда он вновь посетил Ржев, – продолжает Татьяна Анатольевна. – Островский должен был описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты. Задача предстояла трудная и требовала от писателя особенного умения – говорить с простыми людьми и вызывать их на откровенность. – Легко представить, какую великую пользу принесло путешествие по Верхней Волге художественному таланту драматурга…

– Лучшей школы для него нельзя было и придумать! Он своими глазами увидел одну из самых самобытных исторических местностей России – с древними городами, исконно русскими обычаями и нравами, своеобразным языком. Путешествуя по Тверской губернии в апреле-августе 1856 году, Александр Николаевич собрал огромное количество материала и получил массу ярких впечатлений, которые нашли отражение в ряде его пьес. Как известно, Островский вёл дневник, в который записывал свои наблюдения, итоги встреч с местными жителями – чиновниками и купцами, священнослужителями и учителями, ремесленниками и крестьянами. Результатом этой поездки стали его очерки «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода».

…По пути из Осташкова в Ржев Островский заехал на один постоялый двор, чтобы переночевать. Хозяин встретил гостя неприветливо, поразив его своим разбойничьим видом, и отказал ему в ночлеге. Впоследствии оказалось, что он торговал своими пятью дочерями. Островский твёрдо запомнил эту встречу и воспользовался ею при написании комедии «На бойком месте».

А уже 30 мая 1856 года лихая тройка с хорошей телегой, заложенная в деревне Бахмутово, что на Селижаровском тракте, въезжала в пределы Ржева. Здесь всё запомнилось Александру Николаевичу – и высокие берега, и костюмы женщин, и их прогулки после обедни по бульвару. Местный говор, предания о литовском разорении, колоритные фигуры – в том числе, из прошлого.

В доме Василия Образцова на Торговой площади Островский видел, конечно, и портреты родителей купца, которые в августе 1824-м принимали у себя императора Александра I, и знаменитые астрономические часы известного русского изобретателя, нашего выдающегося земляка Терентия Волоскова, приобретённые Образцовыми у его потомков.

В ЭКСКУРСИОННОМ ФОРМАТЕ

В Ржеве к юбилею великого драматурга была сформирована большая программа для самой широкой аудитории, включающая в себя не только лекции и экскурсии. Так, творческий коллектив библиотеки подготовил литературный вечер-портрет «Драматург на все времена».

– Кстати, весьма нестандартная концепция мероприятия – литературная экскурсия…

– Как и сотрудники краеведческого музея, мы ищем все доступные материалы, связанные с нашим городом. Из истории Ржева почерпнули немало интересной информации – о том, в каком окружении Островский здесь оказался, с кем встречался, каким увидел наш город. В видеопрезентации дети увидели знакомые улицы и дома.

Например, каждый день они проходят мимо дома купца Берсенева, о трагической судьбе дочери которого рассказал Островскому Тертий Филиппов. Сегодня этот дом на ул. Партизанская, 4, построенный в стиле ампир в первой половине XIX века, представляет собой кирпичный двухэтажный особняк с мезонином. Хорошие пропорции здания и тонкий рисунок лепнины позволяют считать, что основой послужил проект столичного архитектора. Несмотря на то, что на фасаде стоит дата «1901» (это лишь год создания пристройки), сам дом на полвека старше. Но одно дело, когда строение воспринимают как памятник архитектуры, и совсем другое – знание его истории!

– Детская аудитория вас не разочаровала?

– Наши ребята – молодцы! И Островского читают, и слушали внимательно, а в конце вечера правильно ответили на вопросы викторины. Приходят потом в библиотеку, делают запросы. Кстати, студенты ржевских колледжей – также наша благодарная аудитория. Многие приезжают к нам учиться из других городов и, конечно же, им интересно узнавать историю первого города на Волге. Поэтому в программу мы включили видео 1918 года. Шикарный вид – город тогда был просто потрясающим!

Очень хочется донести до молодых людей историю Ржева. К сожалению, сейчас в школе нет такого предмета, как краеведение. Но мы ещё застали подобные уроки: это было так увлекательно! Зная историю своей семьи, своего города, России, мы становимся сильнее. А если не знаем – о каком чувстве патриотизма может идти речь?

– Подобные поиски позволяют взглянуть на город с нового ракурса?

– Да, идёшь по Ржеву и отчётливо видишь город XIX века. Волжская береговая линия представляется в том самом виде, в каком её запечатлели фотографы Прокудин-Горский, Герман, Фёдоров. И хочется погрузиться в атмосферу старинного Ржева хотя бы на один день! Хотя и сегодня можно увидеть всё те же дали, если идти вдоль крутого берега Волги до Филипповой дачи, хоть и застроенные по-иному.

– Как вы думаете, Ржев Островскому понравился?

– Конечно! Иначе откуда бы взялось вдохновение для написания стольких произведений!

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

– Если бы вас попросили объяснить, что следует знать о драматурге Островском, кроме того, что написано в Википедии? Что бы вы назвали в первую очередь?

– Александр Николаевич вывел на сцену обыкновенного человека, существующего в реальной жизни. И в этом его уникальность! В раскрытии чуда рядовой и вместе с тем неповторимой индивидуальности – его талант. Островский хотел, чтобы русский человек, видя себя на сцене, узнавая себя в исторических персонажах, что-то начал про себя понимать. Как драматург он написал огромное количество пьес – 48! Создал целый мир самых разных людей и при этом показал их внутреннее единство. Это внутреннее, таинственное ментальное начало, которое называют неопределённым словом «русскость», он и вынес на сцену. Наша «русскость» – в парадоксах: в великодушии и малодушии, в здравости ума и русской дури. Глубины национального характера невыразимы рационально, но в искусстве они улавливаются и легко передаются.

В пьесах Александра Николаевича нет экстремальных ситуаций: его герои – обычные люди, драмы которых корнями уходят в быт и человеческую психологию. Но он точно знал, как русский человек думает, радуется, печалится, обижается, бывает счастлив, завидует, чем пренебрегает, что считает важным, а к чему относится со страхом или предубеждением. Он понимал, куда устремлена народная душа! Про Островского можно сказать, что он проникал в самые глубокие основы русской жизни и мог это передать, как мало какой другой русский писатель…

– Персонажи Островского вызывают чувство симпатии у современного читателя?

– Да, как и сам автор. Ведь каждый его герой интересен по-своему, и он любит каждого своего персонажа. Недаром Александр Николаевич подробнейшим образом обсуждал с актёрами каждую свою пьесу. И какие бы экономические, административные или финансовые реформы не переживала Россия в последние тридцать лет, у Островского всегда найдётся что-нибудь соответствующее моменту…

Мы надеемся: побывав на литературной экскурсии, старшеклассники захотят перечитать или пересмотреть пьесы и фильмы, открыв для себя Островского заново!

Ирина КУЗНЕЦОВА.

Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.