В  календаре  времени  немало  важных  для  нас дней. Победный май, судьбоносный март, памятный октябрь… 14 октября 1941 года, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы, немецко-фашистские войска вошли в Ржев. Началась 17-месячная оккупация города, который за этот период был фактически стёрт с лица земли. Здесь, на «перекрёстке войны», сплелись воедино страшные события, людские судьбы, человеческие страдания, великий подвиг и боль утрат. Здесь, в огне, рождались литературные свидетельства – правда о войне. Здесь увековечены имена героев, отдавших свою жизнь за свободу нашей Родины. И именно здесь волею судьбы в то страшное время оказалась вчерашняя студентка Московского института философии, литературы и истории Елена Каган. Имя нашего города вросло в её сердце корнями судеб множества людей, которых она встретила в военное лихолетье. Под Ржевом родился литературный псевдоним, ставший её фамилией, подтверждающий память и бескорыстную преданность первому городу на Волге. В этом месяце есть ещё один памятный день – 27 октября, когда появилась на свет Елена Ржевская. В этом году мы отмечаем её 100-летний юбилей…


ПЕРЕЖИТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Елена Ржевская. Это имя навсегда связано с нашим городом. В должности военного переводчика штаба 30-й армии Калининского фронта лейтенант Елена Ржевская прошла долгий фронтовой путь от Ржева до Берлина, а в дни падения Третьего рейха стала участником важнейших исторических событий. Но самым глубоким переживанием для неё осталась ржевская трагедия. Её первый выезд на фронт зимой 1942-го – именно сюда, под Ржев. И под первой же своей литературной публикацией она подписалась: «Ржевская».

Нынешний октябрь стал «посвящением» Елене Моисеевне. Буквально на днях состоялась премьера литературного моноспектакля «Из фронтовой тетради» по её произведениям. Единственную роль в постановке исполнила Елизавета Полынская, воспитанница Образцового эстрадного театра «Мальчишки и девчонки» Дворца культуры. В течение часа невозможно было пропустить хоть единое слово, звучащее по ту сторону софитов. Пережитая реальность и последующие воспоминания станут страницами книг «Ближние подступы» и «Ворошёный жар»…

В завершение спектакля несколько секунд в малом театральном зале ДК стояла тишина, которая стала свидетельством торжества художественного слова и осмысления услышанного. А потом раздались аплодисменты, и когда включили общий свет, на лицах зрителей, по большей части взрослых людей, можно было увидеть слёзы. Молодежь, будто немного растерявшись, с уважением смотрела на актрису-чтеца. Когда Елизавета вышла на поклон, на её ресницах тоже блестели слезинки… А зритель расходиться не торопился. Было, о чём подумать, поговорить, поделиться впечатлениями. Пользуясь случаем, я тоже задала Лизе свои вопросы.

\

ХХ ВЕК – ВО ВСЁМ ВЕЛИЧИИ И ЖЕСТОКОСТИ

– Спасибо за прекрасный спектакль! Вижу, что тебе и самой было интересно работать над этим материалом.

– Да, очень интересно! Елена Моисеевна Ржевская – глобальная личность, уникальный человек, прежде всего, – борец! Её первая книга о Ржеве – «Особое задание» – вышла в «Воениздате» в 1951 году. До этого в газете «Комсомольская правда» была опубликована на неё положительная рецензия. Но позже на конференции, посвящённой серии книг «Воениздата», Ржевскую обвинили в том, что её книга «на руку американцам». Одним словом, вышла какая-то ерунда, которую подхватили участники конференции. А ведь Елена была ещё совсем молодым писателем – каково ей было такое слышать? Но, к счастью, редактор оказался человеком порядочным: он лично отредактировал протокол конференции, вычеркнув прозвучавшие в адрес Ржевской обвинения. Поэтому «Особое задание» всё-таки было издано.

Да и вообще, на её писательском пути возникало немало препон со стороны цензуры. Несмотря на это, в 60-х годах её настигло громкое признание, ведь именно в тот период в журнале «Знамя» впервые была опубликована её документальная книга «Берлин, май 1945: записки военного переводчика». Ведь в дни падения столицы Третьего рейха она лично участвовала в розыске, опознании, установлении причины смерти Гитлера. Её служба переводчиком – это отдельная и очень интересная тема…

– Военную тему очень непросто осмыслить и реализовать столь юным актёрам, как ты. Как же тебе это удалось?

– В ДЭТ я занимаюсь пятый сезон, и опыт работы над военной тематикой у нас, конечно же, уже был. Мы читаем прозу, участвуем в концертах и программах, где выступаем с номерами художественного слова. И если они на военную тему, Ольга Анатольевна (О.А. Кресницкая – режиссёр театра – авт.) требует от нас полного в неё погружения, понимания каждого слова! Чтобы достичь максимальной достоверности, нередко приходится изучать дополнительные источники информации, – это очень непростой и долгий процесс.

Скажем, когда ставили литературный спектакль «Перекрёсток войны», мы с ребятами, каждый из одиннадцати чтецов, отрабатывали свой фрагмент, а затем все они были объединены в полноценную постановку. Ну, а во время прошлого фестиваля юных режиссёров я была занята ещё и в инсценировке на военную тему.

– Как ты думаешь, почему Ольга Анатольевна именно тебе доверила роль Елены Ржевской?

– Честно говоря, мне было это очень приятно, и я стараюсь оправдать её доверие. Ну, а почему выбор пал именно на меня… Могу лишь предположить, что Ольга Анатольевна нашла меня внешне похожей на молодую Елену Моисеевну, – она в этом плане очень интересно всегда работает. Скажем, мы всей группой посмотрели «Бабий яр» (германо-белорусский художественный фильм режиссёра Джефа Кэнью о массовых расстрелах на окраине Киева в сентябре 1941 года). Вот тогда Ольга Анатольевна сказала мне: «Лиза, ты молодец! Ты очень хорошо плачешь, правильно…». Что это было, не скажу и сейчас. Возможно, уже тогда наш режиссёр задумывала этот проект. И вот – он состоялся!

– А что общего ты обнаружила со своей героиней?

– Быть может, умение сопереживать. В книгах Ржевской представлены такие портреты людей, характеры, подробности, что невольно ощущаешь любовь, внимание, чуткость Елены Моисеевны к солдатскому бытию на передовой, к женщинам и детям фронтовой полосы…

– Как работали над спектаклем? Наверняка приходилось непросто?

– Непросто, зато интересно! Ведь я почерпнула много новой информации по военной истории. Допустим, самостоятельно я бы никогда об этом не узнала, но Ольга Анатольевна требовала досконального знания вопроса – и сама рассказывала интересные факты, и к конкретной литературе меня отсылала. Это и есть, как я уже сказала, полное погружение в материал. В июне, когда я узнала, что будем делать этот спектакль, сразу получила задание – посмотреть фильмы о Великой Отечественной войне и Ржевской битве, в частности, и я в течение лета старалась выполнить эту просьбу по максимуму. Обревелась, конечно, – невозможно к такому остаться равнодушной…

Что ещё? Ещё, конечно же, важна сценическая речь – орфоэпия, дыхание, дикция… Да много чего ещё, ведь спектакль длится почти час, и в течение этого времени я рассказываю о событиях жизни своей героини. Работа с действием и жестом – отдельный вопрос.

– Интересно: ты хотела бы прожить свою жизнь так, как твоя героиня, Елена Ржевская?

– У каждого из нас – своя жизнь. И своё время, нам отпущенное. Но судьба Елены Моисеевны, безусловно, достойна внимания и подражания со стороны наших современников, прежде всего – молодёжи. Читайте книги Ржевской – они научат вас многому – любви и милосердию, мужеству и прощению… Благодаря ей, вы сможете увидеть объективную картину ХХ века – с его главной, военной трагедией, во всей его красоте и величии, жестокости и несправедливости…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.