У русского народа есть известная пословица, гласящая: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Справедливость её на протяжении веков подтверждалась неоднократно, доказывая, что мы сами порой создаём себе немало проблем. Но это абсолютно не мешало нам раз за разом действовать всё в той же парадигме, повторяя одни и те же ошибки ценой… Впрочем, цену порой и определить-то было невозможно – столь велика она была. Теперь, подобно снегу в середине июля, на головы жителей нашей необъятной страны свалилась проблема утилизации мусора. Долгое время она практически не звучала, самое большее, на что решалась власть, – это говорить о проблеме несанкционированных свалок и борьбе с ними. И тут грянул гром… У наших соседей, в Волоколамском районе, начал источать зловоние мусорный полигон, да так, что эта беда позвала людей на митинги. К общему удивлению вдруг выяснилось: утилизация отходов на полигонах – это прошлый век, количество мусора нарастает лавинообразно, свободных мест для организации полигонов практически не осталось, а заваливать мусором последние островки девственно чистой природы вроде как не с руки. И тогда резко вспомнили про имеющийся мировой опыт по части использования вторичных отходов, как называли ТКО ещё во времена СССР.
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ
В Европе переработка мусора приносит огромные доходы, что стало причиной высокой конкуренции в этой сфере. Старушка Европа одной из первой занялась переработкой отходов – к тому её подталкивали густонаселённые европейские территории и полное отсутствие свободных площадей для их складирования. Удивительно другое: в числе лидеров в данном вопросе оказалась такая страна, как Бразилия.
Например, город Куритиба сумел обогнать и занять первое место в сборе бытовых отходов на Земле. Большую часть бумаги (70%), пластика (60%), металла и стекла здесь перерабатывают. В Бразилии к сбору мусора привлечены беднейшие слои населения, причём весьма оригинальным способом. В некоторых странах за сбор сырья дают денежное вознаграждение. Здесь поступили иначе: за 6 пакетов мусора дают один пакет с едой. Каждую неделю в 54 бедных районах получают еду более 100 тысяч человек, что позволяет собирать 400 тонн отходов ежемесячно.
А что же Европа, которую наравне с Японией считают первопроходцем в деле утилизации мусора? У неё тоже есть, чему поучиться. Так, например, в Германии за сбор и переработку мусора сегодня отвечает отдельная промышленная отрасль. На созданные по всей стране специальные пункты по переработке отходы доставляют в контейнерах. В этой стране требования к мусорным площадкам, таре для сбора и перевозки мусора, его транспортировке, складированию и классификации чётко регламентируются нормативными актами. И поэтому сегодня Германия по праву считается страной, добившейся наиболее значимых достижений в области переработки мусора.
В разных европейских странах прибегают к различным способам мотивации населения к тщательной сортировке ТКО. Так, например, берлинские подростки, которые собирают мусор и сдают его на вторичную переработку, получают за это материальное вознаграждение. Власти Нидерландов выдают гражданам страны, активно участвующим в программе раздельного сбора мусора, специальные купоны экологической лояльности. Они позволяют получить льготы на оплату жилья и коммунальных услуг. В Испании (Барселоне) достаточно часто происходят различные мероприятия по сбору мусора, на которых дети поощряются лакомствами, ну, а взрослые – благодарностью от властей, проявляющейся в виде существенных скидок на оплату «коммуналки».
То есть, практически повсюду, где начинали решать проблему комплексно, население стимулировали вполне ощутимыми материальными льготами. Ну и, конечно, одновременно шла разъяснительная, воспитательная работа с населением, разрабатывалась система штрафов – без этого тоже не обойтись.
\
ЗАМАХ НА РУБЛЬ
В естественных условиях современного полигона по утилизации отходы разлагаются в течение месяца; газеты, картон, опавшая листва – до 4 месяцев, консервные банки и старая обувь – до 10 лет, а батарейки, покрышки, пластиковые бутылки и стекло – до 100, 140, 200 и 1000 лет соответственно. Учитывая их ежегодно возрастающий объём, мы уже совсем скоро рискуем захлебнуться в отработанных продуктах своей жизнедеятельности.
Причём бороться с проблемой путём банального сжигания уже нельзя, поскольку масштабные потоки смога могут нанести непоправимый вред здоровью населения. У нас после возникновения социального конфликта, в результате которого мэр Волоколамска покинул своё рабочее место, стало понятно: дальше откладывать решение проблемы невозможно. И тут, откуда ни возьмись, появились всякие-разные операторы, готовые исполнить любой каприз за ваши деньги – причём очень немалые деньги. Об экологии и сохранении окружающей среды они особо не заговаривали, напирая на создание новых рабочих мест и размер средней заработной платы. С населением, если и разговаривали, то не везде и недостаточно. Зато тему открытия мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов охотно подхватила оппозиция, также начали раздувать и подогревая страсти социальные сети. Тогда уже и федеральной власти стало понятно, что нельзя отдавать тему на откуп бизнесу в лице региональных операторов.
В январе 2019 года президент Путин подписал указ о создании «Российского экологического интегратора», который станет единым мусорным оператором страны в форме публично-правовой компании (ППК). Компания будет дислоцироваться в Москве, функции учредителя отдадут Министерству природы. Оператор станет заниматься госпрограммами по обращению с отходами и привлекать инвесторов для реализации проектов по их утилизации. А ещё – сформировать систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами, предотвращать вредное действие мусора на здоровье человека и окружающую среду, а также контролировать его переработку. Часть экспертов утверждают: компания также станет контролировать цены на услуги и тарифы на вывоз ТКО, принятые в регионах.
Ранее министр Дмитрий Кобылкин сообщил: в 2019 году 69 российских субъектов перешли на новую систему обращения с ТКО. По его словам, власти ежегодно (до 2024 года) намерены строить около 40 заводов по сортировке мусора (39 – в 2019 году, 200 – к 2024-му), на эти цели из бюджета выделят 50-60 млрд. руб. «На каждый госрубль мы ожидаем 2-3 рубля вложений бизнеса», – рассчитывает министр. Расходы на создание инфраструктуры для переработки и сортировки мусора будут идти через «Российский экологический интегратор». В совокупности эта публично-правовая компания будет профинансирована из бюджета на сумму около 75 млрд. рублей. В общем, намерения демонстрируются серьёзные. Вопрос только в том, насколько их воплощение в жизнь будет соответствовать замаху.
\
ДЕЙСТВОВАТЬ РАЦИОНАЛЬНО
Одной из площадок (кластеров) для промышленной утилизации мусора на территории нашего региона был выбран Ржевский район. Почему именно он? Наверное, потому что у нас есть избыток рабочей силы, причём с достаточным уровнем квалификации. Вполне вероятно, что администрация района и прежде демонстрировала способность справляться с поставленными перед ней задачами. А, может быть, сыграли свою роль логистические преимущества территории. Но всё же, как думается, не в последнюю очередь выбор объяснялся большей продвинутостью Ржева и района на пути утилизации мусора. То есть, мы не то, чтобы достигли каких-то высот в этом деле – просто пошли чуть дальше своих соседей. Некоторые из которых вообще демонстрируют редкостно дремучий консерватизм.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.