Знаменитая фраза, вынесенная в заголовок, принадлежит Грибоедову – точнее, его герою Александру Чацкому, который таким образом ответил на филиппику Репетилова. Тот начал перед ним сеанс саморазоблачения, в красках описывая своё непристойное поведение. На что Чацкий и ответствовал ему ёмкой фразой, как и многие другие у Грибоедова, незамедлительно перешедшей в категорию крылатых. А вот герой (скорее антигерой) нашего времени Анатолий Чубайс отнюдь не настроен заниматься самоистязанием, хотя привирает не меньше Репетилова. На Гайдаровском форуме в январе он заявил: Россия является бедной и энергорасточительной страной, и чтобы изменить ситуацию, необходимо повысить цены на электроэнергию и ввести социальные нормы «на свет». Первой в спор с Чубайсом вступила Мария Захарова. Заявив, что Россия является «богатейшей страной», она спросила у Чубайса, что лично он сделал для борьбы с бедностью, десятилетиями являясь «членом правительства и топ-менеджером ключевых направлений отечественной экономики и промышленности».


ПОЧЕМУ МЫ ТАКИЕ БЕДНЫЕ?

У американцев есть выражение, которое мне совсем не нравится. Звучит оно так: «Если ты такой умный – почему такой бедный?». Как будто ум – неизбежный спутник богатства! А ведь это совсем не так. Впрочем, американцам простительно думать в таком ключе, ведь они помешаны на деньгах и успехе. В России всё иначе, и чубайсовские словесные изыски здесь встретили в штыки. Тем более что есть много всего, что следует предъявить Анатолию Борисовичу. Стоит вспомнить: первой акцией гайдаровского правительства стало введение свободных цен и разгон маховика инфляции. Про желание уложить россиян на рельсы – в случае снижения уровня жизни – напоминать не будем. Зачем тревожить понапрасну тени ушедших. Но факт остаётся фактом: буквально за недели были уничтожены все накопления предшествующих десятилетий.

В рыночную экономику граждане России вступили ободранными, как липка, без всяких накоплений, а значит, не могли полноценно участвовать в приватизации, не имели возможности инвестировать. Приватизационные чеки, чаще именуемые иностранным словом «ваучер», не были именными, поэтому с ними поступали, как угодно. И население, совершенно не знакомое с азами рыночной экономики, распорядилось ваучерами по собственному разумению. В итоге абсолютное большинство наших граждан осталось ни с чем, а созданная за десятилетия труда советских людей собственность успешно перекочевала в бездонные карманы нуворишей. Ваучерная приватизация была аферой – от начала и до конца, и Чубайс отлично это знает.

Вообще в последнее время Анатолий Борисович как-то не по делу разговорился. Так, ещё до того, как заявил о бедности и расточительности россиян, ему пришло в голову упрекнуть нас в неблагодарности по отношению к бизнесу. Который, якобы, дал людям работу, зарплату и накормил россиян. Уже сам по себе посыл сомнительный, но бывший «младореформатор» не удержался, чтобы и здесь не слукавить. Например, сообщил: когда он начал свою работу, в 1991-м, наличествовало «годовое падение экономики в 10-12%». В это же самое время статистика свидетельствует о другом.

На самом деле на момент прихода к власти гайдаро-чубайсовской команды никакого «ежегодного падения экономики» в 10-12% не было. Напротив, наблюдался экономический рост. После чудовищного экономического замедления в 1983-1987-х (в 1984-м, например, темпы экономического роста в СССР упали до 1,4%), к концу перестройки, рост возобновился и составил в 1990-м 8%. Причём рост наметился не только в постоянных ценах 1970-го, но и в абсолютном объёме.

А вот экономический крах произошёл как раз на эпоху Гайдара-Чубайса. Пик экономического спада пришёлся на 1992-й (минус 14,5%), что ещё как-то можно было списать на тяжкое наследие коммунизма, и на 1994 году (минус 12,7%). Именно в этот период так называемая «шоковая терапия» в буквальном смысле выбросила на обочину жизни миллионы людей. И как бы ни хотел откреститься от столь людоедских мер  господин Чубайс, у него это не получится. Как ни изворачивайся, именно такой результат – безоговорочное и сознательное «достижение» ельцинских «реформаторов», обрёкших страну на деиндустриализацию, нищету и голод.

Затем были залоговые аукционы, идею которых активнейшим образом поддержал первый вице-премьер Анатолий Чубайс. И навряд ли он забыл о том, что отчуждение собственности было произведено по бросовым ценам, а конкурс носил притворный характер. Например, РАО «Норильский никель» приобрели за 170 млн. долларов, хотя его стоимость в ценах 2012-го составляла уже почти 16 миллиардов  долларов. Не забудем и дефолт, устроенный всё той же компанией, когда курс доллара обвалился в шесть раз. Какая страна и какой народ могли бы всё это выдержать без особых последствий?           

Вот что пишет об экономической политике того времени публицист Егор Холмогоров: «…именно политика Чубайса и правительства, в которое он входил, – инфляционное сгорание накоплений и удавка монетаризма, искусственный экономический спад, разворовывание госсобственности, поляризация неравенства, валютная система к выгоде потребителей импорта, – сделала нас в 90-е практически нищими. Именно она лежит в основе того, что богатая страна живёт настолько бедно.

Практически любая другая экономическая политика, которая могла бы проводиться вместо гайдаровской, мало того – отказ вообще от всякой экономической политики, отпуск экономики на самотёк не имели бы столь катастрофических результатов, как «рыночные реформы» шокотерапевтов. 1991-1998 годы стали периодом, когда был реализован практически худший экономический вариант из возможных».

\

СЛОВА ОТ ЛУКАВОГО

Почему был избран именно такой вариант, Чубайс особо никогда и не скрывал. Цель – по сути, физический геноцид противников нового экономического и политического порядка. А теперь Анатолий Борисович на голубом глазу говорит, что мы должны быть благодарны ему и его последователям. Спрашивается – за что? Может быть, за то враньё, которым он пытается заполнить уши бедных соотечественников? Помнится, когда Чубайс предложил разнести единую энергетическую систему страны на отдельные компании, он вещал, что это всенепременно приведёт к снижению тарифов на электроэнергию – вследствие конкуренции. С тех пор цены выросли десятикратно, но Чубайса это не смущает, и теперь он говорит: мы слишком мало платим, а потому не экономим электроэнергию.

Ему на этот пассаж резко ответил телеведущий Владимир Соловьёв, да только смутить человека, давно утратившего совесть, практически невозможно. Лучше всё-таки разобраться с тем, где и как лукавит Анатолий Борисович. Например, он говорит, что цены на электроэнергию у нас значительно ниже мировых. Неправда: мировой цены на электроэнергию не существует в принципе. Поскольку нет мирового рынка электроэнергии.  На нефть, уголь, сталь, компьютеры, даже креветки – есть, а на электроэнергию – нет. Всё зависит от национальной, региональной, локальной цены на электроэнергию, и никак иначе. Это знает любой мало-мальски образованный экономист. Кроме Чубайса.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.