С самого детства запали в память стихи Маршака: «Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне, с цифрой пять на медной бляшке, в синей форменной фуражке? Это он, это он, ленинградский почтальон!». Ко всему прочему я очень хорошо помню нашего почтальона, которую старшие называли по имени – Зоя. Она ходила с большой чёрной сумкой из кожзама, раздутой до невозможности. В сумке той были газеты, журналы для детей и взрослых, письма, открытки – в общем, вся корреспонденция, которая выписывалась или приходила на имя жителей Ржева. И было той корреспонденции так много, что почтальону требовалось обладать хорошей физической формой, чтобы не согнуться под тяжестью почтовой ноши. С тех пор утекло много воды, и работа почтальона изменилась – не сказать, чтобы прямо до неузнаваемости, но весьма существенно.

ТАКОЕ ЖЕ, И ВСЁ ДРУГОЕ

Многие изменения происходили на глазах Марины Чижиковой, которая пришла работать на «Почту России» в 2006 году. Поспособствовал этому решению, скорее всего, тот факт, что её мама тоже долгое время была почтовиком. Принимала Марину Николаевну на работу на тот момент начальник филиала ФГУП «Почта России» Валентина Морозова, трудиться довелось в 10-м отделении оператором. Принимала и выдавала посылки (по России и международные), заказные письма и переводы.

Позже Марина Николаевна работала в 7-м ОПС на улице Октябрьская, где доросла до должности заместителя начальника. Но случилось так, что «старая гвардия», как она сама говорит, ушла – в основном по возрасту, и стало ей там работать без близкого окружения тяжело и грустно. А вскоре поступило предложение перейти в мобильную группу, которая не сидит на одном месте, а разъезжает по деревням и сёлам, оказывая те же самые услуги, что и городские почтовые отделения. И Марина Николаевна, недолго думая, согласилась.

На новой должности приходится замещать начальников и почтальонов в сельских отделениях почтовой связи. Например, сейчас на обслуживании Марины Николаевны их семь – в Ржевском и Зубцовском округах. Оперативности в работе весьма способствует внедрение цифровизации. Вроде бы в глубинном смысле по сравнению с прошедшими десятилетиями работа изменилась мало – всё те же посылки, переводы, оплата коммунальных услуг, выдача пенсий на кассе и на дому. Это так и одновременно не так.

Дело в том, что на почту пришёл интернет, что позволило внедрить не только электронную очередь, но и специальные компьютерные программы, которые намного ускоряют работу операторов и облегчают жизнь клиентам, поскольку теперь не нужно вручную заполнять различные формы и бланки. Правда, такое счастье бывает не всегда, но, думается, это временные трудности.

Клиенты теперь могут получать СМС на телефон о поступлении на их имя посылки или корреспонденции. Многие охотно пользуются такими услугами, поскольку сейчас идёт оживлённая торговля на маркетплейсах, а доставляются заказанные товары различными путями, в том числе немалая их часть идёт через «Почту России». Да и удостоверяющий документ в этом случае не обязателен – достаточно одного телефона. А ещё при наличии соответствующего приложения можно следить за прохождением сделанного заказа и точно знать, когда он прибудет в почтовое отделение.

А ещё на почте теперь проходят различные акции. Например, «Дерево добра», когда любой человек может подписать на то или иное издание пенсионера, инвалида или какое-то социальное учреждение. И граждане в ней активно участвуют. Есть ещё акция «Помоги СВО!», в рамках которой приобретаются продукты питания для участников специальной военной операции. Потом их забирают волонтёры и формируют посылки с гуманитарной помощью.

ОСОБАЯ ИСТОРИЯ

Мобильная группа – особая почтовая история. Я спросила у Марины Николаевны, как начинается рабочий день у работника мобильной группы. Оказалось, что достаточно традиционно: разбор почты, обработка писем и посылок, работа с пенсиями граждан, которые затем развозит либо сама оператор мобильной группы, либо местный почтальон – если таковой в отделении имеется. Проблема в том, что не всегда он есть на местах, и часто – отнюдь не по причине отпусков или болезни. Не очень охотно идут на эту работу, а вот Марине Николаевне она нравится.

Говорит, что больше всего любит общаться с людьми, да и относительная свобода действий ей тоже по душе. У Марины Чижиковой всё получается, она везде успевает: и на службе, и по дому. Муж, Алексей Александрович, во всём поддерживает, сыновья тоже беспроблемные – старший, Александр, учится в Тверском медицинском университете, при этом уже сам себя содержит; младший, Ярослав, – ещё школьник. Так что душа за близких у нашей героини не болит. А значит, и работа ладится, и с людьми общий язык найти – не вопрос.

Сама Марина Николаевна подтверждает, что ей нравится общаться с жителями. Люди тоже её хорошо знают и ценят, часто обращаются к ней с просьбой привезти те или иные продукты. Наверное, все знают, что почта теперь занимается реализацией продуктового ассортимента, что особенно важно для сельской местности, да и для маломобильных пенсионеров в городе такие услуги – тоже большое подспорье. Конечно, Марина Чижикова никому отказать не может, старается выполнять заказы по полной программе.

А ещё ведёт беседы с пожилыми людьми, чтобы те не попались на удочку мошенников. Иногда, к её огорчению, это всё же случается. Так, недавно одного дедушку аферисты развели на миллион рублей. Для пенсионеров, конечно, важно получить весточку от родных или дождаться пенсии, но не менее важно поговорить по душам, рассказать о здоровье, чтобы их выслушали, порадовались и погоревали вместе с ними.

ЛУЧШИЙ РАБОТНИК!

Вот и получается, что, помимо своей основной работы, оператор выполняет также обязанности внештатного психолога. Хотя, надо полагать, одно с другим напрямую связано, поэтому с выполнением плана у нашей героини проблем нет. Оттого и премия хорошая, и процент от выручки идёт. А ещё радует благодарность от людей, которые высказывают её по-разному, в том числе приглашением посидеть за чашкой чая.

Нагрузка на почтовых работников постоянно растёт, им ещё за современными тенденциями успевать надо, осваивать компьютерные программы, инструкции к которым часто пишутся деревянным профессиональным языком. Но у Марины Чижиковой и это получается, причём благодаря собственным усилиям.

Её успешная работа в составе мобильной группы была замечена не только клиентами, но и высоким начальством. Марину Николаевну ценит руководитель Ржевского почтамта УФПС Тверской области Наталья Котенёва. Марина Чижикова о Наталье Сергеевне тоже отзывается положительно, говорит, что она настоящий профессионал, внимательный, доброжелательный и отзывчивый человек.

А пару лет назад в Твери, на праздновании Дня российской почты, Марине Николаевне вручили грамоту как лучшему работнику мобильной группы. Это событие она вспоминает с улыбкой на лице. Встречали их утром чаем и кофе с пирожками и бутербродами. А потом состоялось торжество с чествованием лучших почтовиков региона, вручением наград и букетов цветов, а также замечательным концертом в их честь. Было очень радостно и приятно осознавать, что твой труд замечают и ценят.

Вот и сегодня, в канун Дня российской почты, в лице Марины Николаевны Чижиковой мы хотим поздравить всех её коллег с профессиональным праздником. Желаем никогда не медлить и не опаздывать, а всё, всегда и везде успевать вовремя. Пусть ваша работа ценится, а жизнь будет полна приятных событий, сюрпризов и новостей. Здоровья, добрых дорог, удачи и счастья! А главным тостом станут слова: за любовь и дружбу, и почтовую службу!

Вера ГЛАДЫШЕВА
Фото Ирины Петровой.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.