«Приносите Богу своё сердце!» – призывает иерей Сергий Макаров, настоятель кафедрального собора Оковецко-Ржевской иконы Божией Матери. В год 200-летнего юбилея Оковецкого храма его настоятель отмечает и свой собственный юбилей.
«СЛОЙ ЧЕЛОВЕКА»
– Ваше Преподобие! Скажите, пожалуйста, какова сегодня, по вашему мнению, главная приходская проблема?
– Лень. Духовная.
– А каков в настоящее время главный пастырский призыв Церкви?
– Как и всегда, во все времена – привести людей к Богу.
– «Слой человека в нас чуть-чуть наслоен зыбко и тревожно» – писал Игорь Губерман. Как сначала стать человеком, а потом – христианином?
– По сути, человек и христианин – это одно и то же. Христианин – замысел Божий о создании человека, подобие и образ Божий. А живой человек здесь и сейчас – это конкретная реализация замысла. Однако помимо «человеческого» состояния, человек также может находиться в скотском и сатанинском. Когда изумительный по красоте, изяществу и потенциальному использованию микроскоп – человек – употребляется для забивания гвоздей, когда «поели – можно и поспать, поспали – можно и поесть» (Г.Х. Андерсен, «Дюймовочка»).
Правильное, полное и целостное устройство человека объясняется только в христианской антропологии. Святые отцы много писали об этом. Другое дело, что современная практика пастырского окормления этому уделяет очень мало внимания.
НАЧАТЬ С КОНЦА
– Кстати, о христианской антропологии. Почему сегодня все твердят, что христианство – это религия радости? «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» – прекрасный жизненный совет от апостола Павла (1 Фес. 5:16-18). Но ведь многим он не подходит?
– Просто надо начать с конца. Сначала – за всё благодарить. Сколь бы абсурдным не казалось наше благодарение за те обстоятельства, в которых мы оказались, и за те события, которые с нами произошли. Благодарение Бога за всё случающееся – это разновидность молитвы. Научитесь благодарить постоянно, и это уже будет навык молитвы. Радость же – плод молитвы. Будем плакать, как всё плохо у нас получается, и радоваться за ближних, если удалось им помочь.
– Человек, который не любит ближнего, лишает себя общения с Богом?
– Безусловно! Человек, который любит другого человека, видит, знает, чувствует, что вот это – он сам. Вот это – другой человек, и вот это моё… скажем, отношение к этому человеку… и есть любовь. Нас трое. А «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Я, он и – Бог между нами. Между нами есть Бог! Бог есть любовь. Между нами – любовь. Если я не люблю ближнего своего, Бог не «является» нам.
МИССИЯ ВЫПОЛНИМА
– Отец Сергий, по мнению святейшего патриарха Кирилла, успех церковной миссии действительно будет виден тогда, когда из жизни общества уйдёт как можно больше негатива. А он не уходит – скорее, наоборот. В чём причина?
– Успех церковной миссии – это когда человек начинает жить по-христиански. Чем больше людей живут по-христиански, тем меньше негатив – он «автоматически» уменьшается. Чтобы люди не забывали, что такое праведная жизнь, во времена Ветхого завета Бог отправлял в мир пророков – для вразумления людей словом. В наше время функцию пророков выполняет церковная миссия, и волны беззакония и праведной жизни сменяют друг друга, как и в древние времена.
Если для одного человека обращение к праведности может произойти мгновенно, то для общества это происходит с изрядной инерцией – даже в наше быстротекущее время. Впрочем, есть один фактор, который является катализатором негатива (страстей, как принято обозначать это явление в Церкви), – я имею в виду интернет.
– Тогда мой вопрос, скорее, из вашей прежней профессиональной сферы деятельности. Отец Сергий, вы согласны, что современные концепции цифровых моделей социума – это результат борьбы неолиберального миропорядка с культурой книги? Эти идеи возвращают общественное сознание к дописьменному состоянию. Отсюда – засилье визуального контента. И теперь особенно сложно научиться говорить с обществом на языке Евангельском?
– Говорить на языке Евангелия очень, очень сложно! Мир Евангелия, кажется, настолько далёк от надежд, интересов, чаяний человека сегодня; настолько далёк язык, быт, исторический контекст, что просто нет духовного соприкосновения, не отзывается ни одна струна души, ничего не трепещет и не трогает! Даже потоки крови в фильме Мэла Гибсона «Страсти Христовы» тоньше, слабее и прозрачнее, чем у «Мстителей», и сердце даже не всколыхнётся. Это о визуальном ряде.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.