В воспоминаниях жителей села Мологино.


НАША СПРАВКА

По преданию, древнее село Мологино было основано в XIII веке выходцами с реки Мологи (Бежецкий верх). В XIX – начале XX века Мологино – большое торговое село на тракте Ржев-Торжок. В 1859-м в казённом селе Мологино Старицкого уезда было 60 дворов и 487 жителей. В 1886-м – 97 дворов и 538 жителей. Здесь действовали церковь, сельское училище, 4 мелочных лавки, а также винная и чайная, 2 красильни, 3 кузницы, шерстобойная и сапожная мастерские, ко всему прочему имелось размещалось правление.
В Мологинском приходе, при местной церкви, на 1914 год значились деревни Горбыль, Колупаево, Кресты, Рудница, Михайлики, Аполево, Малиновка, Салькино, Зальково, Озерютино, Берёзка, Флорово и 4419 жителей.
До 1960-го Мологино – деревня в Старицком районе, после была отнесена к Ржевскому (относится к с/п «Итомля»). До 2006 года она входила в состав Озерютинского сельского совета. Находится на левом берегу реки Итомля, в 27 км к северу от Ржева, в 16 км к западу от с. Итомля, центра сельского поселения, в 18 км к северу от села Луковниково. Население по переписи 2002 года – 3 человека (1 мужчина и 2 женщины).
В 2002-м, 2016-м, 2019-м и 2020 годах мы предприняли полевые экспедиции в село Мологино – этот исследовательский поиск был связан с именами Александра Сергеевича Пушкина и учителей Раменских.
ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
От местных жителей мы узнали такую легенду. На оживлённом в те времена Торжокском тракте Мологино значилось крепким и зажиточным селом. В XVIII веке ржевский помещик вывез из Бежецка местных крестьян на свои родовые земли, прилегающие к Ржевскому уезду. Вместе с крестьянами сюда перекочевало и название места, где они проживали ранее.
Каменный Преображенский храм с колокольней был построен в Мологине в 1815 году. Основной престол имел то же название; тёплые боковые – в честь Николая, Мирликийского чудотворца, и великомученицы Параскевы.
Церковь была разрушена в 1941-м. По воспоминаниям старожилов, до этого в Мологине стояла деревянная церковь – её следы ещё были видны в 50-х годах ХХ века. На месте церкви рос белый шиповник, а аллейка старых берез обозначала вход в неё. По соседству располагалось сельское кладбище – могилки тогда уже еле просматривались. Но одна – хорошо сохранилась.
ВО СЛАВУ РУССКОГО ОРУЖИЯ
Саму каменную церковь начали строить сразу после окончания войны с Наполеоном (1812 г.), а возле неё ещё долго стояла пушка, которую мологинцы доставили сюда с поля боя. Из той пушки палили на Пасху, ровно в полдень. Об этом рассказала одна из жительниц Мологина, которая слышала в далёком детстве её последний выстрел – в день Пасхи Христовой, когда старший брат водил её смотреть на местную достопримечательность. В 1934-м сначала сняли и увезли в неизвестном направлении колокола, а затем – и пушку.
«Отцы нового учителя Раменского только что вернулись из партизанских партий, так досаждавших Наполеону и, не жалея сил, приволокли в Мологино французскую пушку, – вспоминали местные жители. – Трофей установили посреди села, рядом с храмом: пусть помнят потомки о славной победе русского оружия над армией Наполеона! Мологинцы были народ тёртый, незадавленный. Им повезло: в других сёлах «чёрт свалку господ» устроил, а Мологино принадлежало помещику Юрьеву, выигравшему его вместе со всеми жителями в карты и никогда там не жившему. Юрьев был богат, холост и нежаден. Он ограничился небольшим оброком, который работавшие на льне мологинцы выплачивали шутя».
ЦЕНТР ВСЕЙ ОКРУГИ
«С городом Ржевом село соединял Зальковский тракт. В довоенное время, да и в войну, его именовали Зальковским большаком и содержали в хорошем состоянии, – свидетельствуют старожилы. – В низких местах тракта делали деревянные настилы. В противоположном направлении такой же большак шёл до села Денежное и дальше – на Луковниково.
В Мологине, на широкой площади у церкви, обычно собирались большие ярмарки. Даже после революции здесь ещё сохранились 3-4 двухэтажных дома, где рубленые нижние этажи были отданы под склады. До войны село было большое, красивое, чистое, являлось центром всей округи.
В большом купеческом доме Миловых располагалась амбулатория, состоявшая из нескольких комнат, в том числе родильного отделения на две койки. Действовали отделение связи, сельсовет, правление колхоза, магазины: сельмаг, водочный, керосиновый, леспромхоза, чайная; большой клуб, пекарня, библиотека, конторы сельпо и леспромхоза, ветлечебница (из двух зданий)».
«Недалеко от села находился государев Опекаловский лес. В давние времена здесь, в непроходимой чаще, был обустроен монашеский скит, – рассказывали мологинцы. – Лес надёжно его опекал, поэтому и был назван Опекаловским. Когда на нас пошла Литва, насельники скита свой серебряный колокол решили понадёжнее спрятать, опустив его в родник. Когда же литовцев разбили и погнали прочь, достать колокол не смогли – так и остался он на глубине. А родничок с тех пор считается святым. В безбожное время, на Крещение, местные жители тайно ходили к нему за святой водой».
ИЗ МОСКВЫ – С НАУКОЙ
В старинном селе Мологино была создана одна из первых в округе школа для крестьянских детей. По свидетельству старожилов, основал её прибывший в Мологино москвич Алексий Раменский. В своей книге «Час ученичества» Симон Соловейчик сравнивает Алексия с Михайло Ломоносовым. «И так же, как Ломоносов пришёл с обозом в Москву; пришёл из Москвы Алексий Раменский. Один в Москву – за наукой, другой из Москвы – с наукой».
Первая запись в семейной хронике учителей Раменских, которая велась в семье около двух веков, гласит: «Лета 1763 года приде в село Мологино некий учитель Алексий Раменский наречённый из Москвы-града и да помнят, почал он творити дела и школу для народа создаша, и жизни своей пятидесяти лет делу положивши. Радуйся, обучивый многих селян наших. Да благословит тя Бог».
Алексий не только создал здесь школу, но и проработал в ней 54 года, впоследствии передав её, словно по наследству, своему сыну – Алексею Алексеевичу Раменскому (1781-1834 г.г.). Алексей Раменский, согласно материалам родословный, до Мологинской школы был учителем в Торжке, Грузинах, Бернове. И только в 1817-м получил перевод в школу своего отца. Он был знаком с Карамзиным и собрал для него объёмный материал по истории Тверского края, который был необходим во время работы над «Историей государства Российского». Ещё два сына Алексея Раменского – Александр и Фёдор – тоже работали учителями.
После Алексея Алексеевича учителем Мологинской школы стал его племянник – Пахом Фёдорович Раменский. Работу в школе продолжил сын – Николай Пахомович, который посвятил школе 47 лет. В его семье было шестеро детей, и все они тоже стали учителями. Алексей Пахомович, брат Николая, окончил Тверскую семинарию, затем петербургскую духовную академию. Многие годы своей жизни посвятили учительской работе Аркадий Николаевич Раменский и его сёстры.
Учителю Николаю Пахомовичу Раменскому (1869-1916) красные следопыты из Ржева установили памятный знак в 1969 году – под руководством своего педагога Маргариты Павловны Горской. А саму фамилию – «Раменские», как мы предполагаем, учителя получили от местности, где проживали.
Из воспоминаний старожилов: «Мологино располагается на высоком берегу реки Итомля. Течёт она с востока на запад, с северной стороны села. Гор и холмов в нашей местности нет, но место тут возвышенное. Все поля вокруг села имели уклоны к реке или ручьям, впадающим в реку Итомля. Их несколько вокруг села. В лесу с южной стороны на несколько километров с востока на запад протянулись болота. На юго-востоке – небольшое болото, именовавшееся «Лужа». На западе, через низменный перешеек леса и дорогу на Зальково, начинается большое болото – Раменское. Из него и берёт начало ручей Раменка, который протекает в конце села, где и жили учителя Раменские».
МЕСТО ПРИТЯЖЕНИЯ
Согласно семейным легендам, в с. Итомля и в мологинской учительской усадьбе в разное время бывали многие выдающиеся люди. Среди них – известный мемуарист и учёный Андрей Болотов, историк Николай Карамзин, писатель Иван Лажечников, художники Орест Кипренский, Алексей Венецианов и Исаак Левитан, представители различных политических и общественных движений Алексей Радищев, Михаил Бакунин, Софья Перовская, Андрей Желябов, Михаил Фрунзе, Дмитрий и Мария Ульяновы.
Ради исторической правды следует сказать, что в ржевском архиве мы лично обнаружили датированные 1919 годом письма к Раменским от Ольги и Елены, внучек Алексея Петровича Ермолова – легендарного российского общественного деятеля, героя Отечественной войны 1812 года, чьё имя связано с освоением Кавказа.
Действительно, художник Алексей Венецианов (1780-1847) неоднократно бывал в Ржеве. Отсюда родом его супруга – ржевская дворянка Марфа Афанасьевна Азарьева, здесь жили её родственники. Проникновенная картина Алексея Гавриловича «Портрет М.А. Венециановой в русском костюме» (1830-е) исключительно точно передаёт парадный костюм ржевитянки.
С ИМЕНЕМ ПУШКИНА
По ряду гипотез начала XX века, Алексей Алексеевич Раменский был лично знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным. Они в основном основываются на дарственной надписи на книге «Ивангое, или Возвращение из крестовых походов. Сочинение Вальтера Скотта» (СПб, 1826), где была сделана помета: «Грузино. 1829». Причём исследователи практически полностью подтвердили истинность пушкинского автографа на этом издании «Айвенго».
Кроме того, у Раменских хранились подлинники первых томов «Истории государства российского» Николая Карамзина. По местной легенде, они были доставлены в Мологино из Санкт-Петербурга самим поэтом. Это событие произошло 22 августа 1833 года.
Вот что поведала нам мологинская жительница: «Бабушка рассказывала, что приезжал сюда сам Пушкин, и это истинная правда! На коне прискакал, когда у Вульфов гостевал». Действительно, как подтверждают пушкиноведы, Пушкин в это время находился в Старицком уезде, в «Вульфовых поместиях». А в личном архиве учительской династии есть письмо, якобы написанное в июле 1833 года Пушкиным для Раменских.
По итогам экспедиции 2019 года мы записали воспоминания Алексея Щербакова: «В 1930-е годы мы ещё маленькие были, но я хорошо помню, что около церкви гранитный памятник стоял какому-то Вульфу». Действительно, в 2019-м мы обнаружили его в с. Мологино. Среди Вульфов, упокоенных на Тверской земле, это могли быть Фёдор, Павел или Никита. Но захоронения этих братьев пока так и не убыли установлены.
В память о пребывании Пушкина в с. Мологино местный житель установил бюст поэта. Есть все основания считать, что он находится на мраморной основе памятника Вульфу.
Из жизнеописания А.С. Пушкина: «22 августа он попрощался с добрым Павлом Ивановичем (Вульфом – авт.), в этот же день заехал на несколько часов в Мологино» («Мои осенние досуги»: Пушкин в Тверском крае»).
ГОСУДАРЕВА ДОРОГА
Гипотезу о том, что в с. Мологино бывали многие известные личности, можно подтвердить ещё одним важным фактом. Дело в том, что одна из главных дорог в нашем направлении из С.-Петербурга, Вышнего Волочка и Ржева проходила именно через Мологино. Это было большое казённое село, которое обслуживало государеву дорогу. Местные жители следили за её состоянием и обслуживали тракт, работая по контракту с административными властями уездов и губернии.
На рубеже 1760-1770-х г.г. было произведено Генеральное межевание в губерниях Центральной России и составлен земельный кадастр. Дорога из Вышнего Волочка до Ржева на начало и середину XIX в. протянулась через Кашеварово, Прямухино, Бабино, Рясню, Мологино (Берновская волость) и далее в Ржев и Белый. Здесь, в. Мологино, путешественники отдыхали, обедали, меняли лошадей. До Ржева-то было ещё 30 вёрст!
Можно предположить, что этим же трактом – из Белого в Ржев – конным кортежем путешествовал 47-летний император Александр I (1777-1825). 20 августа 1824 года ржевский глава встречал в нашем городе царскую особу.
Ну, а гипотеза о возможном пребывании великого поэта в с. Мологино и его визите к учителям Раменским весьма состоятельна и имеет право на жизнь. Для её подтверждения мы обязательно продолжим своим исследования.
Ольга КУЗЬМИНА.
На снимкае: село Мологино, 1941 год.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.