Виктора Михайловича Петрова хорошо знают в Ржевском районе. Высококлассный специалист, порядочный человек, посвятивший себя мелиорации земель, со временем передал дело своей жизни сыну. Максим Викторович подхватил эстафету отца, возглавив ООО «Ржевмелиорация», а ещё в 2020-м он был избран в районное Собрание депутатов по Победовскому избирательному округу. Итак, в качестве сегодняшних собеседников «РП» выступают Петровы. Отец и сын. Два поколения. Один профессиональный выбор. Причём похожи они не только внешне, но и взглядами на жизнь. Впрочем, судите сами.
СЫН ЗА ОТЦА
– Работая в Ржевском районе, я нашёл себя, реализовав профессиональные качества и человеческий потенциал. Сейчас своё дело доверил сыну – я абсолютно в нём уверен. Да, трудности всегда были, есть и будут, но они делают нас сильнее. И истину мы познаём только в их преодолении, – делится своими жизненными наблюдениями Виктор Михайлович.
– Максим Викторович! Преемственность поколений, когда нет конфликта «отцов и детей» – это здорово, не так ли?
– Мы с отцом всегда находили общий язык. После окончания школы я не без его участия поступил в Сахаровскую сельхозакадемию. Но жизненные обстоятельства сложились так, что пришлось перевестись в ТГТУ, на специальность «Экономика и управление на предприятии». Начиная с 2002 года, мы работали вместе: был и водителем, и прорабом на участке. Мои знания и опыт, прежде всего, – от отца, который всегда придёт на помощь, даст дельный совет.
– Виктор Михайлович, вы довольны тем, что воспитали преемника?
– У меня два сына, и оба – молодцы! Старший работает в Зубцовском районе, а младший – здесь, со мной…
КАПИТАЛ, ВЛОЖЕННЫЙ В ЗЕМЛЮ
– Расскажите, как ООО «Мелиорация» себя сегодня чувствует?
– Тяжеловато нам в плане финансирования и поиска заказов: скажем, делаем объект в мае, а деньги нам перечисляют лишь в сентябре-октябре. Бюджетные средства получать сложно – слишком длинная цепочка, проекты зачастую «сырые», в результате работаем почти без прибыли.
Протяжённость дорог, которые ООО «Ржевмелиорация» сейчас обслуживает по контракту, составляет 550 километров. Большие объёмы, но наши сотрудники стараются своевременно их посыпать, чистить, проводить ямочный ремонт. Вот, например, выпал первый снег, и расчистка требуется повсеместно. На это уходит минимум три дня. При этом технику используем по максимуму – два грейдера, пять тракторов, КДМ.
– Как следует из названия, прежде ваше предприятие занималось мелиорацией земель. Сегодня эти вопросы уже не актуальны?
– Для России мелиорация всегда актуальна, поскольку большая часть территории расположена в зоне рискованного земледелия. Ещё царское правительство в 1913 году издало постановление о выделении 40 миллионов золотых рублей на проведение мелиоративных работ, но этим планам помешала Первая мировая война. Поэтому существенный прорыв в мелиорации был совершён уже в советское время. Была поставлена задача – к 1988 году мелиорировать 11 млн гектаров, и она была выполнена.
Ещё в 1974-м была принята программа подъёма Нечерноземной зоны РСФСР, и с того момента началась серьёзная работа – в каждом регионе создали тресты мелиорации, которые затем были преобразованы в объединения. Но главное – в каждом районе начали работать организации, которые занимались, прежде всего, строительством закрытого дренажа, отводившего избыточную влагу из почвы. Но к 1990-му в силу известных обстоятельств все работы по мелиорации стали сворачивать.
– Получается, большая работа была проделана напрасно?
– Сегодня о мелиорации вспоминают как о чём-то уже забытом, но закрытый дренаж полиэтиленовыми трубами имеет срок эксплуатации 50-60 лет, а гончарный – 80 лет. В землю заложен настоящий капитал! Поэтому можно сказать, что ещё несколько правительств в стране поменяется, пока дренаж выработает свой ресурс. Не случайно сегодня 80% всех посевных площадей расположены на мелиорированных землях…
У нас с 2003 года финансирование окончательно прекратилось, и тогда мы перешли на дорожное строительство, обслуживание дорог местного значения. Сейчас на мелиорацию выделяют средства в южных районах страны, где необходимо орошение. Ну, а мы в Ржевском районе занимались осушением болот: только в Образцове и Зеленькине, где выращивали овощи, проводили и орошение, и осушение.
– Не случайно в знаменитом стихотворении Твардовского упоминается «безыменное болото». Но сегодня государство деньги в АПК вкладывает. Как же обойтись без мелиорации?
– Сейчас агрохолдинг «Дмитрова гора» проводит рекультивацию, приводя заросшие поля в надлежавший вид. Так вот, наш дренаж там до сих пор работает – вода уходит. При советской власти мелиораторы осушили 12 тысяч гектаров земель в Ржевском районе.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.