Как избежать конфликтных ситуаций при установлении инвалидности? Что это за наука – «деонтология», и как она помогает специалистам Бюро медико-социальной экспертизы в работе? Способна ли «безбарьерная» среда сделать услугу не только более доступной, но и более качественной? На эти и другие вопросы отвечает психолог отдела реабилитационно-экспертной диагностики Главного бюро МСЭ по Тверской области Валентина ЛАРЬЯНОВИЧ.


– Валентина Павловна, с какими жалобами в основном приходится сталкиваться специалистам Бюро МСЭ? Почему они вообще возникают?

– Анализ обращений граждан, показал: большая часть конфликтных ситуаций в службе МСЭ возникает при оспаривании права на инвалидность. Наличие того или иного заболевания люди порой расценивают как основание для получения определённой группы инвалидности. Чаще всего это происходит из-за незнания нормативно-правовых документов и уравнения понятий «болезнь» и «инвалидность». Зачастую больные не понимают значение этого понятия, ошибочно полагая: инвалидность – раз и навсегда установленный статус на основании самого факта заболевания. Но это ошибочное мнение.

– Получается, что человек приходит на освидетельствование, ориентируясь на свои собственные домыслы и обрывки сведений, почерпнутых из интернета?

– А чаще всего – на мнение своего лечащего врача. Жалобы на специалистов МСЭ как раз и возникают по причине того, что медики на местах изначально настраивают своих пациентов на получение группы инвалидности. А когда выясняется, что это не так, – возникает конфликт. Такую установку трудно снять: пациенты обычно верят своему доктору, даже если его мнение вступает в противоречие с вердиктом врача-эксперта. Поэтому, сталкиваясь с отрицательным решением комиссии, не признавшей его инвалидом, больной нередко проявляет недовольство и даже агрессию.  Уважая клинический опыт лечащих врачей, всё же следует отметить: порой они недостаточно компетентны в вопросах установления инвалидности, поэтому и дают своим пациентам ошибочные рекомендации.

– В 2014 году был утверждён Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Насколько он соблюдается? И как вам вообще удаётся выходить из конфликтных ситуаций?

– Специалисты учреждений МСЭ должны соблюдать принципы этики в обязательном порядке, и мы постоянно работаем над качеством предоставляемой услуги. В Главном бюро МСЭ по Тверской области, помимо непрерывного обучения специалистов на курсах повышения квалификации, также проводится планомерное обучение основным деонтологическим принципам отношения к больному (деонтология – раздел этики, учение о проблемах морали и нравственности). Такого рода навыки необходимы для того, чтобы сформировать модель поведения специалистов медико-социальной экспертизы при выполнении своей профессиональной деятельности – естественно, с учётом психологического состояния больного.

– Говоря о деонтологии, не станем забывать, насколько важны, прежде всего, профессиональные качества врача…

– Вы правы: чтобы исключить возникновение конфликтных ситуаций при проведении медико-социальной экспертизы только этичного поведения специалистам недостаточно. Необходимо, чтобы больные спокойно и взвешенно относились к результатам экспертных решений, доверяя компетенции наших врачей. Одно из важных принципов в работе МСЭ – взаимное уважение специалистов и больных, проходящих освидетельствование. Ну, и кроме этого, немаловажную роль играют те условия, в которых больной проходит экспертизу.

– Вы имеете в виду создание «безбарьерной» среды?

– Да, в том числе и «Доступную среду». Всё, с чем сталкивается человек, обратившись в службу медико-социальной экспертизы (письменно, по телефону, через интернет или непосредственно в учреждение), влияет на его психоэмоциональное состояние и формирует дальнейшее поведение. Большое значение имеют и условия, созданные на нашей базе. В Главном бюро медико-социальной экспертизы на проспекте Чайковского, 62 «а» в Твери сделан ремонт, оборудованы информационные стенды, помещения, где проводится освидетельствование граждан и больные ожидают своей очереди, удобны и комфортны.

– Валентина Павловна, подводя итог нашему разговору, хочу поинтересоваться: со временем жалоб стало меньше?

– Жалоб действительно стало меньше. Однако надо понимать: система медико-социальной экспертизы в России постоянно совершенствуется и, можно сказать, ещё находится на этапе становления. Министерство труда и социального развития мониторит работу Главных бюро по всей стране и старается сделать процесс установления инвалидности максимально комфортным, понятным и прозрачным.

Если у наших читателей возникли какие-либо вопросы, они могут позвонить по телефонам «горячей линии» 8(4822) 49-35-27 и 58-76-58 или посетить интернет-приёмную специалистов Главного бюро МСЭ по Тверской области на официальном сайте ведомства www.mse69.ru.

 

Константин АЗАРЕНКО. Фото автора.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.