В  Центральном  выставочном  зале  «Манеж»  ещё  в ноябре при участии президента Путина и патриарха Кирилла открылась выставка «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», представляющая 150 лучших художественных произведений военной тематики из 42 музеев России – от Калининграда до Хабаровска. Естественно, Ржевский Совет ветеранов не мог пропустить это знаковое культурное событие, и в минувший четверг группа ржевитян во главе с Галиной Мешковой отправилась в предновогоднюю столицу. В фойе Манежа мы увидели модель монумента советскому солдату, здесь же установлен макет общего вида Ржевского мемориала. Надо полагать, что с его открытием, наконец, будут поставлены все точки над i в спорах о значении Ржевской битвы.


Экспозиция «Память поколений» разместилась в 15 залах, и каждый из них имеет своё название. Здесь представлены работы известных отечественных художников и скульпторов; в целом же она состоит из двух основных тематических блоков. Первый посвящён живописным работам 1941-1945 годов, отражающим начало войны, действия врага на оккупированной территории, события на фронте и в тылу, героизм наших воинов и победу над врагом. Второй блок включает в себя послевоенные произведения, созданные в 1946-2011 годах.

На монументальном полотне «Патриотическое молебствование в Москве. 22 июня 1942 года» изображён епископ Сергий (Ларин). Художник был другом владыки и присутствовал на богослужении, когда он молился о Победе. Епископ Сергий очень любил эту картину и в свёрнутом виде повсюду возил её с собой. Долгое время полотно находилось в плачевном состоянии и впервые было отреставрировано к этой выставке.

Представлен в экспозиции и триптих Павла Корина «Александр Невский», ставший одним из символов грядущей Победы. Произведение, созданное в 1942-1943 годах, было призвано поднять дух народа. Вскоре после Победы художник Александр Лактионов написал картину «Письмо с фронта». Все мы хорошо знаем эту картину – её репродукцию можно увидеть в книгах для чтения в начальных классах, в журналах и календарях. Но одно дело – картинка в книге и совсем другое – оригинал в натуральную величину. Солнечный свет льётся изнутри картины, усиливая настроение радости: раз пришло письмо – значит, жив родной человек!

Трагическое произведение Аркадия Пластова «Фашист пролетел» напоминает о зверствах фашизма, о том, что во время Тегеранской конференции 1943 года по поводу открытия второго фронта, именно эта картина, размещённая в зале переговоров, по свидетельствам очевидцев, поразила Рузвельта и Черчилля.

Полотна Александра Дейнеки «Сгоревшая деревня», «В оккупации» говорят о времени страшных испытаний для нашей страны, современником и свидетелем которых стал знаменитый художник. Рассказать о каждой из полутора сотен работ в небольшой статье невозможно. Но все произведения заслуживают внимания. Интересный и содержательный рассказ нашего молодого экскурсовода помог оценить творения как признанных, так и менее известных художников и скульпторов. Ко всему прочему в каждом зале на экранах демонстрировались отрывки из фильмов, посвященных определенному периоду войны или послевоенного времени.

Мы побывали в Манеже в будний день, но посетителей на выставке было немало. Студенты и школьники, молодёжь, знающая о войне только по фильмам и книгам, люди преклонного возраста, видевшие её своими глазами. Эта экспозиция произвела на каждого из нас огромное впечатление, ведь память о войне заложена в нашем генетическом коде: «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…».

После похода в Манеж, естественно, обменялись мнениями о выставке. Галина Александровна Мешкова заметила, что наиболее сильное впечатление производят картины тех художников, кто воевал, голодал в блокадном Ленинграде или пережил оккупацию. Как писатели Вячеслав Кондратьев и Елена Ржевская, они пропустили события военных и послевоенных лет через себя, поэтому в их творчестве нет натянутых тем. Поддержали эту точку зрения супруги Драновы, другие участники группы.

Ну, а в заключение только и остаётся, что поблагодарить Совет ветеранов за организацию поездки в Москву.

 

На снимках: ржевитяне в Манеже; «Александр Невский», 1942, Павел Корин; «В свободную минуту» («Медсестра»), 1945, худ. Григорий Шегаль; «Раненый», 1963, Вадим Сидур.
Нина СЕРОВА. Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.