Мероприятия, связанные с достаточно крупным событием — показом большого полнометражного фильма «Ржев» до его премьеры в кинотеатрах, начались с возложения цветов к стеле на Советской площади. На церемонии присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, представители съёмочной группы во главе с режиссёром, актёры фильма, представители администрации города и района, общественность.
После торжественной части зрители проследовали в кинотеатр «Октябрь», где состоялось общение с прессой, а режиссер Игорь Копылов вручил мне свой телефон и попросил запечатлеть его вместе с командой. Случайно. Далее, уже в кинозале, авторы фильма немного рассказали о работе над картиной, и началась кульминация — погасли огни, зрителей попросили выключить телефоны. «Ржев» поглотил наше внимание на два часа.
ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
С кинокартинами очень хорошо проходит такой трюк — для того, чтобы однозначно и легко понять их суть, нужно ответить всего на один вопрос: о чём этот фильм? Ответить на вопрос в данном случае несложно, что подчёркивает логичность сценария и успешность режиссуры, ведь не обо всех фильмах можно так сказать. Точнее, сказать, о чём фильм, можно всегда, но часто это никоим образом не вяжется с происходящим на экране. В фильме «Ржев» — вяжется; и это заслуга его создателей, настоящая заслуга, не меньше. Но ответ будет в конце, как и основная драма, а пока — коротко о событиях. Кстати: если избегаете спойлеров — дальше читать не нужно.
Картина начинается со штурма деревеньки в пять домов. Им же и заканчивается, кстати. Советская рота выбивает неприятеля из укреплений и занимает его позиции. Бой, необходимо отметить, снят настолько кроваво и живо, что местами жуть берёт. Политрук тащит солдата за собой в бой — вспышка сзади — политрук тащит уже только половину солдата. И всё это — в знакомых большей части ржевитян декорациях, не скажу, каких именно. Вот солдат повис на колючей проволоке, и, наступая на труп, его же однополчане прорываются в окопы — и тут уже начинается натуральное месиво. Не лощёный слоумо Бондарчука из «Сталинграда» с белозубыми солдатиками, слегка зафактуренными, простите, дерьмом. Здесь — веришь. Особенно жестокие моменты, вроде отрубания голов саперными лопатами, постановка умело скрывает за кадром, оставляя во рту зрителя лишь железный привкус — не менее отвратительный, чем вид самого убийства. Правда, которую обещал показать режиссер, и которая указана в афише (кстати, название фильма, слово «Ржев» — набрано шрифтовой гарнитурой «Правда», как на логотипе нашего издания), чуть позже вновь прорывается, когда слегка поехавший солдатик показывает на фашиста, которого он убил. Пронзив штыком глазницу, череп и пригвоздив фрица к деревянному настилу. При этом от лица «цивилизованного европейца» красочно отваливается глаз, что вызвало ожидаемую реакцию в зале.
\
УДИВИТЕЛЬНО И НЕОЖИДАННО
Фильм совершенно легко смотрится (если можно так сказать о картине, 10 минут которой по объёму крови можно сравнить с несколькими голливудскими боевика — ми) — ровно до того момента, как прибывает особист. После — начинает удивлять. Если до этого была ужасная военная правда, затем начинается правда житейская: один — верующий, другой — «белый», третий — семнадцатилетний пацан, и таких персонажей порядка 30 человек. Что немного напрягает, но служит развитию сюжета. Множество разнородных граждан всех возможных фактур собраны в фильме в одно целое и вынуждены как-то воевать. Один не хочет, другому — нравится, третий — за Родину, четвёртый воюет за Советский Союз. А тут — особист.
Это адски карикатурный персонаж, который кажется злым просто потому, что… особист. И сначала — коробит, потому как нормальный до этого момента фильм начинает подбешивать — сколько таких особистов уже показывали в современных картинах о войне: мразей, убийц, палачей. Немотивированных маньяков. Ты как бы ожидаешь, что сейчас начнётся это привычная русофобская мерзость…
Но в какой-то момент понимаешь: весь гротеск создан специально, искусственно и служит определенной цели. Мерзость не начнётся. После этого тебя уже не бесит, а когда персонаж раскрывается (с довольно большой отсрочкой), точка зрения на него и вовсе изменяется. И такой трюк проделан с большим количеством персонажей: арка развития каждого — есть. А в наше время за это тоже, знаете ли, — чуть ли не медаль можно выдавать.
Ночь. Рота ждёт контратаки фашистов. Подкрепления нет. Артиллерии нет. Подполковник в штабе — как тот особист: кажется, что просто бессмысленно злой. Сорокопятки не выдаёт, еду — тоже (я так понял, что не успели подвезти). Весь фильм он кажется отстранённым и плоским, и ближе к концу начинает возникать второе ощущение, будто сейчас тебе в очередной раз расскажут, как народ победил — сам, без командования, без Сталина, без мощного государственного и партийного аппарата. И вот эта мулька не пропадает до самого финала, а исчезает лишь с раскрытием основной драмы и, кстати, персонажа подполковника. Я ещё раз повторю: идеи, интриги, характеры протянуты практически через весь фильм и служат струнами, скрепляющими всё полотно. Это, знаете ли, очень неожиданно.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.