ОТ ФИЛЬМА ДО ЭФИРА
– Роман Николаевич! 26 мая «Независимая студия «РиТ» отметит 15-летие с момента создания. Может быть, это и небольшой срок, но за полтора десятилетия была проделана большая работа, позволяющая давать независимую оценку происходящим событиям. Помните, как всё начиналось?
– Изначально мы планировали создание именно студии – для съёмок документальных фильмов, чего-то более масштабного, чем просто новостной формат. Пробовали снимать театральную постановку – вместе с народным театром и Натальей Васильевой, причём в естественных декорациях – на природе. Экспериментировали со звуком, с освещением. Нашей первой работой стал документальный фильм «Правда о войне», который мы снимали в России и Германии, с участием посольств, музеев, архивов. Показали его в День освобождения Ржева – 3 марта 2004 года. Над проектом работали Виктор Васильев и Элиса Запольская, на мне была вся организаторская и операторская работа.
До создания студии я несколько лет участвовал в становлении КТК «Ржев», параллельно работая инженером «Ростелекома». Тогда мы трудились в одной команде – вместе с Владимиром Петровым, Виктором Жуковым, Дмитрием Сахаровым, другими работниками телецентра. Выступали в роли технарей – первую городскую телекомпанию собирали своими руками (впоследствии и оборудование своей студии я монтировал самостоятельно).
Одним из учредителей КТК был Сергей Переверзев – на тот момент единственный человек с высшим телевизионным образованием. Раньше с этим было строго: руководитель был обязан иметь высшее профильное образование, иначе лицензию не выдавали. Но позже глава города Александр Харченко принял решение переориентироваться на новостной формат. Поэтому мечты «о высоком» пришлось забыть. Директором КТК «Ржев» был назначен Александр Парфёнов. В те годы на телеканале царила творческая атмосфера. Ирина Зелинская, Антонина Корнеева, Элиса Запольская, Сергей Веселов, Виктор Васильев и многие другие молодые и креативные ребята делали качественные материалы. Не спали ночами, пропускали выходные, чтобы смонтировать очередной интересный репортаж, участвовали в конкурсах, получали гранты.
Но в начале «нулевых» многое изменилось. Стал востребован «продукт», а не творчество. С телеканала ушли многие сотрудники, их место заняли другие. Потом у КТК «Ржев» начались проблемы с учредителями и долговыми обязательствами. На тот момент мы с Виктором Васильевым уже полностью погрузились в создание фильма «Правда о войне». Наконец, пришло время, когда новые учредители КТК «Ржев» предложили нам сотрудничество.
Изначально у нас не было концепции телевещания – мы не планировали выходить в эфир. Но когда регистрировали «Независимую студию «РиТ» в Твери, нам посоветовали получить эфирную лицензию. Так начался новый этап в нашей биографии. За 2005 год через нашу телекомпанию прошли около 15 человек. Кто-то пробовал себя в роли корреспондента, кто-то – оператора или монтажёра. Из тех, кто остался в профессии, могу назвать Владимира Кутузова («Ржевские новости»), Юлию Куропаткину («Ржевский вестник»), Андрея Смирнова (РЕН ТВ, Москва), Надежду Шмонину (ТВ, Москва), Алексея Полякова (студия «Good Picture», Ржев). Из более поздних – Вадим Афанасьев («Ржевская правда») и, конечно, Екатерина Дунцова (главный редактор ТК «Независимая студия «РиТ»). Также хотелось бы вспомнить Дениса Чихачёва и Ирину Фёдорову (их дуэт создавал позитив в прямом эфире), Надежду Воропаеву, Романа Смирнова…
Телевидение в то время стало прибыльным и востребованным делом. Это сегодня федеральные каналы жалуются, что им на смену приходит Smart-ТV (технологии, позволяющие интегрировать в телевизоры возможности интернета и интерактивных сервисов), что аудитория отходит от эфирных вещателей. Но во все времена я работал посвоему – так, как считал нужным…
\
ОСТАТЬСЯ САМИМ СОБОЙ
– Роман Николаевич, вы сказали, что всё и всегда делали по-своему. Это ваш жизненный принцип?
– Да, мы и сегодня делаем то, что считаем нужным. Разумеется, в рамках Закона о средствах массовой информации. Но тогда это мало кому нравилось: мы не находили общего языка с городской властью, а с муниципальными СМИ и вовсе находились в состоянии «холодной войны». Чиновникам не нравилось слово «независимая» в нашем названии: скажем, экс-глава Ржева Александр Харченко уверял: независимых СМИ нет и быть не может. Марк Хасаинов, председатель Законодательного собрания Тверской области, пожалуй, был единственным, кто разделял идею о независимости. Когда мы приехали к нему на первое интервью, он внимательно нас выслушал, покрутил в руках свой «Nokia» (кстати, полностью золотой – в нулевые это смотрелось круто) и задумчиво посмотрел на нас: «Независимая телекомпания? Ну, что вам сказать? Мы приходим и уходим, а вы – остаётесь». Тогда я не придал значения его словам, но когда в Ржеве началась кадровая чехарда с главами, высказывания Хасаинова обрели новый смысл.
– Оказывается, СМИ – оплот стабильности? Чиновники падают, словно кегли, а мы стоим, как вкопанные?
– Именно так. Мне было интересно работать с такими людьми, как Марк Жанович. В настоящее время с энтузиазмом, профессиональным и человеческим удовольствием взаимодействуем с командой ПАО «Электромеханика» – В.В. и А.В. Константиновыми, Р.С. Крыловым. Они – настоящие лидеры. К сожалению, в городском руководстве после 2010 года стабильность – относительное понятие. Главы в этот период менялись постоянно – мы уже и со счёта сбились. В результате каждый раз диалог приходилось выстраивать заново.
– Интересно, а какие цели вы преследуете как директор независимой телекомпании?
– Пожалуй, главная цель в моей жизни – оставаться самим собой, сохраняя внутреннюю стабильность. Власти считают, что СМИ – это не более чем информационный обслуживающий персонал. Пусть не обижаются на меня коллеги, но я считаю, что в Ржеве нет новостей, а есть лишь мнение главного редактора. Когда мы снимали фильм «Правда о войне», познакомился с немецкими журналистами, посмотрел, как они работают. Информацию они подают просто – сухо и оперативно.
– Но что плохого в том, что журналист, который был очевидцем события, описал его через призму собственного восприятия? «Поэт в России – больше чем поэт». Так и журналист – больше, чем обычный поставщик фактов.
– У каждого из нас – своя кухня, где мы смакуем эти факты. Посмотрите, какая идёт интерпретация новостей на центральных телеканалах! Но самих новостей там нет. Даже в местных изданиях одна и та же новость преподносится по-разному – из одних и тех же фактов-ингредиентов получаются разные блюда.
– У вас, как я понимаю, есть своя жизненная философия?
– Уверен: внешняя ситуация не должна влиять на человека. Зачем добровольно попадать в рабство различных идеологических концепций? По молодости я мог поддержать любую идею, а потом с недоумением спрашивал себя: почему так вышло? Ведь это подобно тому, как если бы тебе в мозг загрузили новую операционную систему. Я считаю необходимым иметь трезвое мышление, без влияния идеологий. Если ты находишься в гармонии с самим собой – таким же станет и окружающее пространство.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.