На днях муниципальному учреждению дополнительного образования – школе искусств Ржевского района – исполнилось 35 лет. Дата значимая, свидетельствующая о том, что система дополнительного образования на селе – очень важное и востребованное звено в воспитании подрастающего поколения. Учреждение твёрдо стоит на ногах, успешно находя и развивая творческие способности своих воспитанников. После юбилейного мероприятия мы поговорили с директором школы искусств Ржевского района (пока она ещё называется именно так), Почётным работником культуры и искусства Тверской области Светланой Куликовой о пройденном пути и о том, что представляет собой школа сегодня.
ОТ САМОГО ИСТОКА
– Светлана Николаевна, расскажите, как всё начиналось в районе с творческим образованием и развитием детей?
– Всё начиналось в 1988-м – с открытием детской школы искусств. До этого ничего подобного на нашей территории не было, никто даже не помышлял о создании сети дополнительного образования в районе. Я в ту пору как раз окончила Московский государственный институт культуры и пришла на работу в районный отдел культуры. Его возглавлял Анатолий Белов, который не только проявил инициативу по созданию ДШИ, но и плотно занялся её реализацией. В этом же году был открыт первый филиал школы в посёлке Есинка. Начинать было трудно, поскольку материальная база полностью отсутствовала. Я, помимо работы в отделе, стала преподавать в филиале, а предложение возглавить школу искусств получила в 1996 году.
Должна сказать, что это было очень непростое время: нам пришлось покинуть бывшее здание музыкального училища, где мы до того базировались, потом переехали в здание бывшего кинотеатра «Победа» и проработали там вплоть до 2014 года. Большая проблема возникла и с кадрами, и в этом плане значительную помощь оказала Антонина Трунёва. Я буквально по крупицам собирала преподавателей, но постепенно дела налаживалось: к двум первым филиалам в Есинке и Хорошеве (1988 год) присоединились ещё пять – в Кокошкине, Домашине, Победе, Глебове и Итомле. Четыре из них были открыты уже с моим участием.
Должна заметить, что в развитии материально-технической базы мы всегда ощущали поддержку со стороны глав Ржевского района, будь это Виктор Стрекалов, Александр Щетинин или Валерий Румянцев. Я многому училась у каждого из них, и благодарна судьбе, что мне довелось сотрудничать с этими людьми.
ПО СПОСОБНОСТЯМИ И ПО ДУШЕ
– Скажите, пожалуйста, какие творческие направления развивают филиалы школы в первую очередь?
– На сегодняшний день школу искусств посещают 368 человек. Они занимаются на различных отделениях – инструментального и вокального исполнительства, русских народных инструментов, декоративно-прикладного, художественного, театрального и хореографического искусства, а также общего эстетического образования. У нас высокий процент охвата (42%) детей из общеобразовательных школ сельских поселений. То есть, каждый ребёнок может найти себе занятие по душе, развивать свой кругозор и творческие способности.
При этом наши филиалы в той или иной степени имеют профильные направления. Результаты работы очевидны: из 368 наших учащихся 129 – лауреаты и призёры областных, межмуниципальных, региональных, всероссийских и даже международных конкурсов и фестивалей.
– Поясните, что вы имеете в виду под профильными направлениями?
– В наших филиалах работают 13 специалистов – я бы сказала, уникальных специалистов, и каждый из них несёт определённую нагрузку. Один и тот же человек не может быть профессионалом-музыкантом и художником или режиссёром народного театра. Вот и получается, что филиалы, где работают специалисты определённого направления, именно их и развивают.
ЧТО НИ ПЕДАГОГ – ЛИЧНОСТЬ!
– Тогда, может быть, уточните, какие педагоги работают в филиалах, какое искусство несут с собой, какие новые знания вкладывают в детские души?
– Мы открывали филиалы там, где достаточное количество детей, ведь без них наша работа не имеет смысла. Так, в деревне Кокошкино работают два отделения – художественного искусства (руководитель – Мария Матвеева) и хореографическое (Ирина Саденьева). У Марии Александровны практически каждый год обучаются ребята, являющиеся лауреатами стипендии губернатора Тверской области. А Ирина Олеговна занимается с ребятишками не только хореографией (и руководит ансамблем танца «Услада»), но и хоровым пением.
В Глебове плодотворно трудится Татьяна Старикова, которая ведёт класс баяна и руководит ансамблем русских народных инструментов «Лапотки». Этот замечательный коллектив хорошо знают в городе и районе, за пределами нашего округа. В прошлом году ансамбль побывал в Крыму, где проходил международный проект «Таланты в России», завоевав лауреатский диплом I степени в одной из номинаций и взяв Гран-при – в другой. Воспитанница Татьяны Николаевны Варвара Панина также стала лауреатом I степени. В Глебовском филиале в этом году было открыто и театральное отделение, которое ведёт Марина Баранова – человек, глубоко интересующийся театральным искусством и стремящийся привить любовь к театру детям.
Хорошевский филиал практикует музыкальное направление. Здесь Ольга Немцова преподаёт фортепиано, Геннадий Романов – синтезатор, баян и гитару, а Владислава Костина – скрипку. Удалось организовать большую работу с начальной школой: её директор Любовь Громова охотно идёт навстречу нашим специалистам и старается приобщать детей к музыкальному искусству. В Победе прекрасно работает Татьяна Терешенкова, которая создала вокальный ансамбль «Носики-курносики». Как известно, у талантливого педагога и воспитанники талантливы!
Ирина Гусарова, преподаватель по классу синтезатора и аккордеона, отдала 24 года школе искусств и её Есинскому филиалу. Столько же она является артистом хорошо известного ансамблянародных инструментов «Метелица». Несколько лет назад её воспитанники даже выступали в Австрии, на международном фестивале, где заняли призовые места.
У Татьяны Живоченковой занимаются более 60 детей (у неё два класса – в Есинской школе и в местном клубе). Она руководит ансамблем детского танца «Рябинушка», а ещё создала коллектив мальчиков, что по понятным причинам очень непросто. Здесь надо отметить заслуги директора школы Надежды Бусыгиной, которая подвигает учащихся приобщаться к музыкальному и танцевальному искусству.
Очень талантливый руководитель в Итомле – Денис Рисков, который несколько лет назад покинул столицу и коллектив, в котором работал, и приехал на свою малую родину, чтобы воспитывать новых поклонников музы танца Терпсихоры. Его ансамбль «Прялица» планируем в недалёком будущем отправить на фестиваль. Мы всегда стараемся замечать и продвигать таланты, в какой бы сфере они себя не проявили.
Так, в своё время мы заметили и дали путёвку в жизнь Диане Гоголевой, которая теперь преподаёт декоративно-прикладное творчество в Хорошевском филиале. Помимо прочего, она возглавляет театр моды «Иллюзия», а какое-то время тому назад работала над коллекцией «Народные гуляния» с Вячеславом Зайцевым. В общем, у нас что ни педагог, то личность, и мы этому только рады!
«СЕМЬ ЧУДЕС»
– Вижу, что у вас основной упор сделан на народное творчество, на фольклор. Наверное, это правильно, поскольку мы должны в первую очередь сохранить свои корни, привить детям уважение и любовь к собственной культуре…
– Именно так – мы заточены на народное творчество. Это можно было видеть во время юбилейного концерта, который получил название «Семь чудес». Их семь не случайно: именно такое количество коллективов – по одному от каждого филиала – выступали на празднике. Они показывали свою работу, и каждый показ можно было оценить на «отлично». Наши педагоги были отмечены грамотами и наградами, и такого рода внимание, безусловно, – прекрасный стимул к дальнейшему развитию.
В связи с этим несколько напрягает только одно обстоятельство: большинство наших педагогов – люди старшего возраста, молодёжь в культуру идёт неохотно. Хотелось бы, конечно, видеть больше молодых специалистов, поскольку это занятие творческое, созидательное, креативное, где можно реализовать все свои таланты и интересы.
– Сейчас школы искусств – это не только песни и танцы, но и большая методическая деятельность, а ещё – использование новых педагогических технологий.
– Да, конечно, мы используем новые технологии – такие, как познавательные игры, музыкально-тематические программы, начинаем практиковать конкурсы-проекты. Провели конкурс-проект «Растим патриотов» и заняли первое место в области среди учебных заведений культуры и искусства. Второй конкурс-проект «Одарённые дети сельских поселений» длится уже более трёх лет и проходит в три этапа. Первый этап предполагает участие юных исполнителей, во втором участвуют коллективы и победители первого этапа. Наконец, третий этап – участие в международных и всероссийских конкурсах. 31 мая в Победовском СДК мы будем подводить итоги – как этого проекта, так и онлайн-конкурса для дошкольников «У колыбели таланта».
– Очевидно, что работа у вас не останавливается ни на один день, результаты впечатляют, но есть ли то, чего вы ещё не добились, к чему стремитесь?
– В творческом плане пределов совершенству априори не существует, здесь можно самосовершенствоваться бесконечно. Но есть вопросы более приземлённые, материального плана, от которых в немалой степени зависит уровень развития культуры в обществе. Для нас проблемой является отсутствие собственного основного здания со сценой и зрительным залом. Очень хочется, чтобы оно у нас, наконец, появилось!
– Что ж, Светлана Николаевна, в вашем лице поздравляем районную школу искусств с юбилеем! Пусть успешно осуществляются и ваши творческие планы, и ваши ожидания в материальном плане. Успехов, побед и новых достижений!
– Благодарю за добрые слова!
Вера ГЛАДЫШЕВА.
Фото Владислава Лебедева
(пресс-служба администрации округа).
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.