Оккупация и освобождение Ржева глазами очевидца
«Даже безжалостное время не совершило бы за тысячу лет таких разрушений, какие совершило одно пятилетие последней войны. Но силы жизни сильнее сил смерти, и силы мира побеждают и должны побеждать бесчеловечные силы войны», – написал Георгий Ходаков о родном Ржеве, стёртом с лица земли.
ПЕВЕЦ РЖЕВА И ПУШКИНА
В фондах Ржевского краеведческого музея хранятся материалы о Георгии Яковлевиче Ходакове (1901-1978) – человеке-легенде ярчайшей судьбы, о котором можно говорить как об уникальном явлении в общественной и исторической жизни нашего древнего города. Не будучи связан с Ржевом фактом рождения, Георгий Яковлевич, тем не менее, считал своей малой родиной не Москву, где появился на свет, а Ржев, город своего детства.
По окончании в 1919 году Ржевской трудовой школы, Георгий Ходаков занимается активной комсомольской деятельностью и впервые публикует свои стихи и прозу в журнале «Жизнь и творчество». А завершив обучение в университете, работает в советско-партийной школе Ржева.
И в дальнейшем ржевская тема займёт в его творческом наследии второе место после пушкинской: именно Георгий Ходаков был автором идеи «Пушкинского кольца Верхневолжья», основоположником возрождения темы «Пушкин и Тверской край», основателем музея А.С. Пушкина в селе Берново.
КОМУ ПОВЕМ НЕМУЮ БОЛЬ?..
Великая Отечественная война стала ключевой в жизни и творчестве Георгия Ходакова. Он уходит на фронт, служит инструктором и лектором в политотделах различных войсковых частей – в том числе, на железной дороге в Торжке, а после освобождения Ржева – в передвижном военно-эксплуатационном отделе. Во время оккупации нашего города была расстреляна его мать – Августа Васильевна Ивановская.
Он пишет:
В те дни, когда скорбит любой О друге, сыне или брате, – Кому повем немую боль О самой горестной утрате?
О кроткой жертве палача ль, О сени ли, дотла сожжённой, Кому повем свою печаль – Разбитый и опустошённый?
Не вернулись с фронта оба его брата, а сам Георгий Яковлевич был контужен во время одной из бомбёжек Торжка (его оглушило взрывом и засыпало землёй). Ржевская битва оказала на Ходакова большое влияние: он пробует себя в различных видах творчества – в частности, в поэзии. И пишет тетраптих (тетралогию) о Ржеве.
РЖЕВСКИЙ СОНЕТ
В первой части показан Ржев перед войной (1941 год):
Два города, что знали тверяки, Сошлись в один – для мира и удачи. Широким поясом большой реки Ты был легко и ласково охвачен.
С крутой нагорной стороны луки Глядели в воду домики и дачи, Белели колокольни-маяки И в гору путь был аркой обозначен.
Казанский край манил к себе вдали, Вблизи быров* желтел на мелях гравий, Сады благоухали и цвели, Безоблачное небо жизни славя,
И миру мир от неба до земли Никто тогда нарушить был не вправе.
А вот таким Георгий Яковлевич увидел Ржев после освобождения:
Где прежний город? Праздная мечта. Дома исчезли. Вырублены парки. На улицах – бурьян и пустота, И под бурьяном трубы, как огарки.
Вот из воды, как позвонки хребта, Торчат моста искромсанные арки. Везде одна – звериная пята, Печать культуры гитлеровской марки.
Так по костям, столь сердцу дорогим, Изглоданным, разбросанным по полю, Нам не узнать того, кто был другим, О ком тоскуешь, мучишься до боли,
Кто в прежнем, близком облике – таким Не встанет уж, не повторится боле…
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Напомним: боевые действия в районе Ржева продолжались практически непрерывно с 8 января 1942-го по 31 марта 1943 года. В ходе боёв образовался Ржевско-Вяземский плацдарм – расстояние от линии фронта до Москвы по прямой составляло 150-200 километров. Руководство вермахта сосредоточило здесь около 2/3 группы армий «Центр» (отборные немецкие дивизии, имевшие опыт боёв в Европе).
Гитлер вынашивал планы нового наступления на Москву именно с Ржевского выступа. И советское командование полагало, что в 1942 году именно это направление может стать главным. Будучи длительное время крупным опорным немецким пунктом, Ржев подлежал уничтожению. Тем временем оккупанты разместили в городе три роты полевой жандармерии, тайную полевую полицию и отдел по борьбе со шпионажем. Город был разделён на четыре района с полицейскими участками, в Ржеве работали две биржи труда, но для привлечения населения к работам немцам приходилось применять силу.
«ТОЛЬКО БЛАГО ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»
Большое значение нацисты придавали информационной политике. В «Наставлении о нашей пропагандистской работе» немцы призывали бороться со слухами: «Что мы должны говорить русскому населению? Советы неустанно распространяют различные слухи и дают фальшивые сведения. Советы несут большие потери в людском составе, они ужасно возрастают, так как их командование принуждает свои войска атаковать хорошо укрепленные германские позиции.
В безвыходном положении находятся не немцы, а Советы. Германская армия во всех её решениях и мероприятиях имеет в виду только благо вверенного ей гражданского населения. Поэтому… ожидает полной поддержки всех проводимых мероприятий, которые конечной целью имеют уничтожение общего врага – большевизма».
Между тем для тысяч ржевитян с каждым днём, прожитым в оккупации, всё более реальной становилась медленная и мучительная смерть от голода…
ВЕРНУТСЯ В ГОРОД РАДОСТЬ И ВЕСНА!
Стихи Ходакова о войне позволяют нам, людям, живущим в XXI веке, прочувствовать жизнь города-фронта, трагедию уничтожения и одновременно – величие духа несломленного русского народа. «Но – Победой нашей кончится война, – уверен очевидец тех дней, – желанный миру мир её заменит».
Следы её, как тень дурного сна, Труд уничтожит, не оставив тени. Вернутся в город радость и весна, Чертоги станут краше, драгоценней,
И будет вновь просторна и ясна Дорога жизни новых поколений. Но как ни станет радость велика, Своих героев город не забудет,
Им памятником гордым на века Прекрасный новый Ржев построят люди. С ним крепко вновь обнимется река. Да будет так! Так жаждет мир. Так будет…
На снимках: Георгий Ходаков; «мы покидали город на рассвете» (Ржев, перекрёсток улиц Коммуны и Декабристов, октябрь 1941-го).
Ирина КУЗНЕЦОВА.
——————————————
* (Быры – пороги Волги, типично ржевское выражение).
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.