№38 26 сентября 2013 года

«РП» продолжает публикацию материалов об участниках войны – жителях Ржева и района, живых свидетелях тех страшных событий. О непростой судьбе героини нашего сегодняшнего рассказа Надежде Алексеевне Шуйской (в девичестве – Ивашовой) – коренной ржевитянке, фронтовичке и неутомимой труженице, мы узнали от Ю.А.Рощиной – известного в городе врача, много лет возглавлявшей терапевтическое отделение железнодорожной больницы Ржева. И вот мы уже в гостях у Надежды Алексеевны, и неспешно текут воспоминания о былом…

f26092013-8

В далеком 1923 году недалеко от нынешней гимназии № 10 стоял добротный дом с приусадебными постройками – именно здесь 3 сентября 1923 года и появилась на свет Надя, второй ребёнок в семье. Единственным кормильцем был отец, работавший машинистом в локомотивном депо. Когда приходилось бывать в Белоруссии, он по возможности привозил оттуда муку, хлеб и другие продукты – на какое-то время этого хватало, чтобы прокормить всю семьи. Мама занималась воспитанием дочек, вела домашнее хозяйство, держала большой огород. Время было трудное, голодное, не слишком богатое на радости. Но, несмотря ни на что, Надя и её сестра Людмила старательно учились в школе.

До войны Надежда успела окончить 8 классов и 2 курса медицинского училища, после чего получила направление на работу в больницу деревни Михирёво (около д.Бахмутово), куда и трудоустроилась медсестрой. И произошло это буквально за месяц до того момента, как по деревне чёрной птицей разнеслась страшная весть: «Война!».

Надю поставили на учёт в военкомат, а вскоре она получила повестку. «Да что же это за судьба у меня такая? – рыдала Надя, – я и радости ещё не успела почувствовать, а тут – на фронт. Не пойду! Пусть судят, всё равно не пойду!». «Доченька, ведь расстреляют тебя!» – умоляли дочь родители.

Но первые эмоции прошли, ибо пришло осознание: судьбу действительно не выбирают…

Военными дорогами

2 сентября 1941 года Надежда Ивашова была зачислена в состав 31-й армии, сформированной двумя месяцами ранее в Московском военном округе. Полк, куда доставили девушку, первое время базировался на правом берегу Волги, недалеко от Ржева. Медико-санитарный батальон с эвакогоспиталем располагался под землей – точнее, в больших землянках. Здесь и служила Надя. Тяжелораненые прибывали постоянно. Однажды привезли 24-летнего солдата с тяжелейшим разрывным ранением в брюшную полость. «Это была страшная картина, – вспоминает Надежда Алексеевна, – до конца войны она постоянно стояла у меня перед глазами – я ведь впервые увидела такое… Медицина, к сожалению, в этом случае оказалась бессильна, и на утро раненый скончался».

f26092013-9

Тем временем немцы уже вплотную подошли к Ржеву. Надю определили в военно-санитарный поезд, тем временем её полк готовился к отступлению – к столь стремительному натиску немецких войск наша армия не была готова.

В октябре город заняли немцы, и вскоре в оккупированном Ржеве началась массовая эвакуация детей и молодых жителей в Германию. В их числе оказались мать Надежды, её сестра и брат, родившийся в 1932-м (к этому времени отца уже не было в живых). Их вместе с другими жителями города посадили в товарные вагоны, и поезд взял курс на запад. Мама Надежды была очень слаба от болезни и голода. Когда проезжали ст. Дорогобуж, к ней подошли немецкие охранники и, когда поняли, что она не в состоянии даже стоять на ногах, её просто-напросто выбросили из вагона. Так поступали и с другими больными. К сожалению, о судьбе своей матери Надежда Алексеевне так и не удалось ничего выяснить…

А Людмила и Михаил поехали дальше. Однажды поезд остановился на одном из полустанков под Брестом, чтобы пассажиры товарняка могли воспользоваться туалетом, и ребята решили во что бы то ни стало бежать. Дело было ночью, поэтому пропавших искать не стали. Пересидев какое-то время в кустах, и дождавшись, когда поезд тронется, поползли в сторону светящихся огоньков – рядом находился какой-то населенный пункт. Им повезло – Люду и Мишу обнаружила и приютила у себя одна белорусская семья. На оборванных, голодных, испуганных детей, недавно лишившихся своей матери, страшно было смотреть…

Но Надя узнает об этом много позже – в то время, когда разворачивались эти трагические события, она служила медсестрой в военно-санитарном поезде. Сколько же фронтовых дорог ждало её впереди – на территории СССР и за его пределами, сколько трудностей, испытаний и забот! Поток раненых не останавливался ни на один день – казалось, этот кошмар не окончится никогда.

Мы мирные люди…

Надежда Алексеевна до сей поры очень хорошо помнит день, когда их поезд прибыл на станцию Франкфурт-на-Одере (территория бывшей ГДР). Это был его последний пункт назначения. Ибо именно в этом немецком городе Надя и её сослуживцы узнали о долгожданной Победе. Когда военно-санитарный поезд расформировали, нашу героиню сначала отправили в Москву, а затем, уже после демобилизации, она, наконец, вернулась в родной Ржев. Никого из родных в разрушенном и сожжённом городе Надя не нашла. Жила в землянке, обустроить быт помогли знакомые – собрали для неё кое-какую одежду, посуду, постельные принадлежности.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.