Как известно, с 2013 года в Тверской области действует программа поддержки местных инициатив, если коротко – ППМИ. В названии отражена суть явления: если, например, у жителей конкретного дома или улицы есть идея, как обустроить территорию, чтобы окружающая среда стала более удобной и комфортной, но не хватает средств для претворения задуманного в жизнь, государство поможет и с организацией, и с финансами. Правда, для этого нужно составить проект и подготовить некоторые расчёты – то есть, проявить ту самую инициативу, которая упоминается в названии программы.
Есть территории, где в ППМИ участвуют давно и очень широко, – например, Старицкий округ. Как оказалось, люди на селе более склонны к объединению, чем разобщённые, запертые в своих квартирах горожане. Поэтому Ржеву было трудно конкурировать с сельскими населёнными пунктами. Но и в Ржевском муниципальном округе есть, на кого посмотреть и с кого взять пример. Это деревня Санталово, входящая в территориальный отдел «Хорошево», где главным генератором идей и двигателем процесса стала хорошо известная ржевитянам Татьяна Куренкова. Накануне Татьянина дня мы и решили поговорить о том, как у неё получается делать то, о чём многие боятся даже подумать.
СНИТСЯ МНЕ ДЕРЕВНЯ
– Татьяна Геннадьевна, поскольку мы знакомы очень давно, с юношеских лет, будем обращаться друг к другу на «ты». Первым делом хочу спросить, отчего ты оставила комфортную квартиру в центре Ржева и уехала в деревню? Или всё было, как в той песне: «Но всё так же ночью снится мне деревня, отпустить меня не хочет родина моя»?
– Наверное, песни такие появляются не просто так: у людей действительно есть привязанность к родной земле, которую ничем заменить нельзя. Поэтому каждый выходной, пока жили в Ржеве, мы с мужем и детьми ездили в деревню к бабушке и дедушке, чтобы им помогать. Ребята вообще очень любили проводить у них каникулы.
Отец был мастер на все руки: и плотник, и печник – вся округа обращалась к нему за помощью. Хозяйство вела мама, а мне и братьям (у меня их было трое) она раздавала задания. Так что в праздности мы не росли – в деревне это практически невозможно.
Когда отец умер, мама попросила старшего Лёшу пожить какое-то время с ней. А вскоре он сказал, что останется в деревне. Хотели купить ему дом, но брат Сергей сказал, что лучше построить с нуля по своему вкусу. Брат помогал нам со стройкой очень серьёзно, потому что без него у нас либо ничего не получилось бы, либо строительство растянулось бы на годы.
Тем более что и младший Сергей тоже решил перебраться с семьёй в деревню, и ему тоже понадобился свой дом. Таким образом все мы в конце концов собрались в родном Санталове, и нисколько об этом не жалеем. Наоборот, радуемся здесь каждому прожитому дню.
ИНИЦИАТИВА – ПООЩРЯЕМА!
– Если не ошибаюсь, насчёт вступления в ППМИ ты начала действовать ещё до того, как перебралась в деревню на постоянное место жительства…
– Да, это был период, когда город ещё не объединился с районом. Я узнала, что Муравьёво будут газифицировать, а соседнего Санталова в плане нет. Пришла к главе района Валерию Румянцеву, сказала, что брат готов выделить определённую сумму на проектирование газопровода до нашей деревни (пусть Сергей нас простит за упоминание его участия, он этого очень не любит, но обойти этот момент никак не получается – прим. ред.). Валерий Михайлович пошёл навстречу, и деревня Санталово была включена в план газификации.
– Но это была даже не половина, а только часть дела. Мне приходилось бывать на сельских сходах по поводу участия в ППМИ. И главным на них был вопрос, связанный с необходимостью и самим сельским жителям выделить часть средств на реализацию проекта…
– Помимо этой проблемы, обнаружилась ещё одна. Оказалось, что у людей элементарно нет документов на дома. К тому же некоторые старожилы, привыкшие к дровяному отоплению, говорили так: «Не выдумывай, какой ещё газ, нам с дровами лучше!».
В общем, пришлось обойти всю деревню, побывать в каждом доме, поговорить с каждым домовладельцем. Конечно, людей надо подготовить, объяснить, что они приобретут, пойдя на определённые расходы. Это действует, пусть и не сразу, не одномоментно. В итоге в день подключения были газифицированы всего 7 домов – всё-таки это довольно дорогое удовольствие. А сегодня газ проведён уже в 29 домов из 42 существующих.
– Однако с денежным вопросом всё не так просто, ведь у людей элементарно может не быть денег на участие в ППМИ – даже при желании…
– Конечно, выйдя на пенсию, это понимаешь отчётливее. Раньше могла вложить свои деньги, как бы давая их в долг, сейчас это сделать затруднительно. Но и раньше люди могли сначала согласиться на долг, а потом догоняли, говорили, что лучше сразу отдадут. По деревне собирали деньги вместе с соседкой, которая исполняла роль кассира, отчитывалась во всех вложениях и расходах.
А ещё мы стараемся более дифференцированно подходить к участию людей в программах. Так, например, когда мы вошли в ППМИ со строительством детской площадки, то общее решение было такое: те, у кого есть дети, сдают по 5 тысяч рублей; имеющие внуков, проживающих в городах и приезжающих на каникулы, – по 3 тысячи рублей. А те, у кого ни детей, ни внуков, участвовать средствами будут в размере 1 тысячи рублей. В итоге необходимые деньги мы благополучно собрали.
Теперь на этой площадке мы постоянно проводим мероприятия для детей. Недавно выходили всей деревней встречать Новый год: пели, танцевали, водили хороводы – было здорово!
– Я смотрю, у вас игровая площадка составляет единое целое со спортивной. Так и было задумано?
– Да, конечно, ведь детям нужны не только горки и качели, но и спортивные сооружения. Всё это у нас есть, поэтому ребятишки занимаются на тренажёрах, играют в настольный теннис, а взрослые с удовольствием участвуют в соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья».
А ещё мы сделали специальную площадку для проведения мероприятий. Там есть дорожки, сцена, столы, скамейки – в общем, всё, чтобы смотреть выступления самодеятельных артистов или детей, и делать это с комфортом. Поэтому сейчас подумываем над тем, чтобы соорудить навес над местом размещения зрителей. Тем более что мы здесь порой устраиваем посиделки по различным поводам, тогда любые капризы погоды будут нас несильно волновать.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!
– Так вы, вроде бы, на этом не остановились – стали актуальными новые проекты?
– Да, в рамках ППМИ заменили часть водопроводных сетей до деревни. Поменяли оборудование на водонапорной башне, отремонтировали само здание, крышу, сделали ограждение. У нас даже есть ответственный за водоснабжение – Николай Ефимович Попов.
Принялись обустраивать противопожарный водоём, но вода из него куда-то уходит. Возможно, был затронут подземный ключ, так что нам ещё только предстоит найти решение этой проблемы.
– Татьяна, Геннадьевна, судя по энергии, которая у тебя бьёт ключом, жителей Санталова ждут новые предложения об улучшении жизни в деревне?
– Так и должно быть, ведь жизнь на месте не стоит, а жители деревни хотят видеть вокруг себя не только нетронутую природу, но и цивилизацию в полном объёме. Многие годы большой проблемой была захламлённость сельских территорий, особенно обострилась она в 90-е и «нулевые» годы, когда многократно увеличилось количество всевозможной тары и упаковки.
Я понимала: если её не решить, то можно зарасти мусором до такой степени, что справиться с ним уже будет невозможно. Поняла, что нужна хорошая контейнерная площадка и чёткий график вывоза мусора. Семья помогла, кто-то из жителей поучаствовал финансово, в итоге в 2025 году силами МПМК «Ржевская-1» (руководитель – Альви Лабазанов) площадка была построена.
Она освещена, есть ответственный за расчистку снега, чтобы жителям не приходилось лезть к контейнерам по колено в сугробе. Мусор теперь перестал быть проблемой, потому что наши люди знают: выбрасывать его лучше в контейнеры, чем на берега речки. Это и ближе, и цивилизованнее. Тем более что есть у меня задумка сделать зону отдыха на нашей Ракитне.
РАДИ ОБЩЕГО БЛАГА
– Могу сказать только одно: многим сельским территориям и их жителям стоило бы не только брать пример с тебя как мотора преобразований в деревне, но и присмотреться к положительному опыту объединения людей для решения общих задач. Татьяна Геннадьевна, что ты могла бы сказать людям, которые, возможно, хотели бы участвовать в ППМИ, но побаиваются проблем, сопровождающих работу в её рамках?
– Бояться ничего не надо, главное – не стоять на месте, а работать. Конечно, следует разговаривать с людьми, объяснять им, иногда убеждать в пользе каких-то мероприятий для них самих. С созданием чата стало гораздо легче делать объявления, собирать людей и так далее. И, безусловно, необходим полноценный контакт с администрацией округа и теротдела «Хорошево».
У нас налажен контакт с его начальником Михаилом Беловым, что способствует решению проблем и продвижению проектов. Наверное, не в последнюю очередь именно по причине эффективного взаимодействия с администрацией и, возможно, в качестве поощрения был отремонтирован участок дороги длиной 2,5 километра. И уже не по программе поддержки местных инициатив.
Пожалуй, остановлюсь ещё на одном моменте: очень важно, чтобы семья поддерживала человека, который взял на себя груз общественной работы. У меня происходит именно так: и брат, и муж, и сыновья с семьями поддерживают меня во всём и первыми участвуют в различных начинаниях.
Теперь уже все понимают, что многое можно делать самим. Например, подсыпать дорогу, выкосить борщевик, расчистить снег на площадке и так далее. А если в таких мероприятиях участвует ещё и государство, то масштабы полезных дел могут значительно возрасти. У нас есть инициативная группа – в основном мужчины молодого и среднего возраста, хотя женщины тоже не стоят в стороне. И самым главным достижением я считаю объединение людей ради достижения общего блага, общей пользы.
– Ну, что ж, благодарю за интервью. С Татьяниным днем! Здоровья, благополучия, успеха в общественных делах и воплощения в жизнь интересных задумок!
Вера ГЛАДЫШЕВА.
Фото из личного архива.
