Во Дворце культуры в течение трёх дней проходил Второй открытый фестиваль «Театральный блиндаж», посвящённый 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Своё театральное творчество вынесли на суд жюри школьные театральные объединения и студии учреждений дополнительного образования и культуры.
МЫ ЭТОЙ ПАМЯТИ ВЕРНЫ!
Великая Отечественная война – пожалуй, самое страшное испытание, выпавшее на долю нашего народа. Она оставила огромный отпечаток в сознании людей и имела тяжёлые последствия для нескольких поколений. Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей бушевал огонь войны, убивая людей и уничтожая всё, что было создано их трудом. Десятки миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина. И нет семьи, которой она не коснулась…
Уходят поколения, пережившие все ужасы военного лихолетья. Мы живём в новом веке, в другой стране, с иной идеологией. Всё вокруг поменялось: города, жизнь людей, их взгляды. Но есть то, что должно присутствовать в нашей жизни неизбывно. Это – память, которую человек может пронести сквозь годы, – о великом, трагическом и героическом для всего нашего народа событии.
Каковы пути сохранения исторической памяти о войне? Она формируется и сохраняется в сознании молодого поколения не только из голых исторических фактов и хроники событий. Самый эмоциональный фактор – это «живая память» – то есть, непосредственная память народа. Каждая семья знает об этих страшных годах из свидетельств очевидцев – рассказов дедов и прадедов, писем и фотографий с фронта, военных артефактов и документов.
Подрастающему поколению сегодня крайне трудно представить голод, холод и страх смерти, ставшие неизбежными спутниками военного времени, когда каждый новый день приносил очередное испытание. Тот кусочек хлеба, положенный по норме в блокадном Ленинграде; те ежедневные сообщения по радио о событиях на фронте; тот звук метронома, который в прямом смысле этого слова стал настоящим спасителем ленинградцев; того почтальона, который приносил родным бойцов не только письма с передовой, но и похоронки на погибших воинов. Но, к счастью, они ещё могут услышать рассказ своих прадедов о стойкости и мужестве русских солдат, о том, как безусые мальчишки сутками бодрствовали у станков, чтобы выпустить как можно больше снарядов для фронта…
Вторая возможность сохранения памяти о войне – это литературное описание событий военных лет в книгах, документальных и художественных фильмах. На фоне масштабных событий их авторы затрагивают тему отдельной судьбы человека или семьи. Радует тот факт, что интерес к военной тематике сегодня проявляется не только к юбилейным датам.
На протяжении последнего десятилетия увидело свет множество кинофильмов, рассказывающих о военных событиях. На конкретных примерах зрителя знакомят с фронтовыми буднями лётчиков, моряков, разведчиков, сапёров и снайперов. Современные технологии кинематографа позволяют молодому поколению прочувствовать весь масштаб трагедии, услышать настоящие залпы орудий, ощутить жар пламени Сталинграда, Курска и Ржева, увидеть тяжесть военных переходов во время передислокации войск. Безусловно, чтобы сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, нынешним поколениям следует ею интересоваться.
Третья возможность сохранения исторической памяти – создание памятников героям. Формирование патриотических чувств и сознания детей на основе исторических ценностей и понимания роли нашей страны в судьбах мира, развития чувства гордости за своё Отечество. Именно такими мыслями и руководствовались единомышленники – организаторы (Дворец культуры) и учредители (управления образования и культуры Ржевского муниципального округа), когда принимали решение о реализации этого творческого проекта.
КАК ВСЁ ЭТО БЫЛО
В 2025 году в фестивале приняли участие 180 юных ржевитян. Самое жаркое состязание развернулось в номинации «Художественное слово». Интересные работы также были представлены в номинации «Сценическая театрализация». На суд жюри юные актёры вынесли инсценировки «Дети войны» (по произведению Ольги Горячевой), «А зори здесь тихие» (Борис Васильев), «Сашка» (Вячеслав Кондратьев), «Сын артиллериста» (Константин Симонов) и ряда других.
Следует отметить, что весьма тщательно были проработаны вопросы по костюмам, музыкальному оформлению, контент-сопровождению номеров. Все актёры дополнительным порядком провели репетиции на сцене ДК, чтобы адаптироваться к новой для них площадке. В номинации «Литературно-музыкальная композиция» были представлены произведения Роберта Рождественского, Льва Ошанина, Ольги Берггольц и других авторов.
Жюри в составе методистов управления образования Юлии Чухрай и Анастасии Фёдоровой, режиссёра Елизаветы Паршиковой, участницы народного самодеятельного коллектива «Рампа» Ольги Машковой и начальника управления культуры Елены Писаревой плодотворно работало во время конкурсных показов. В период обсуждения царила здоровая атмосфера споров. Вынести вердикт оказалось не так-то просто. Тем не менее, были определены лидеры, лучшие в каждой из трёх номинаций.
Так, в номинации «Сценическая театрализация» дипломантом III степени стал школьный театр «Золотой ключик» (СОШ им. Обручева), II степени – школьный театр «Юные таланты» (Есинская СОШ), дипломант I степени – школьный театр «Ветер перемен» (СОШ №7). Лауреат III степени – объединение «Театр в чемодане» (СОШ №1), II степени – театральный коллектив «Лицом к лицу» (СОШ №5 и ДШИ №2 имени А.Г. Розума), лауреат I степени – школьный театр «Браво» (СОШ №1).
В номинации «Литературно-музыкальная композиция» дипломантом I степени стал школьный театр «Чистое сердце» (СОШ №9), II степени – школьный театр «Арлекин» (СОШ №8), I степени – ОДЭТ «Мальчишки и девчонки» Дворца культуры.
В номинации «Художественное слово» дипломант III степени – Дарья Сулейманова (СОШ №7 и Александра Шумейко (ДШИ №2 им. А.Г. Розума), II степени – Милена Саарян и Екатерина Смирнова (СОШ №9), I степени – Илья Тихомиров (СОШ №13), I степени – Константин Владимиров (ДШИ №2 им. А.Г. Розума).
Все участники фестиваля получили дипломы за участие и сувениры, а победителям были вручены красивые памятные сувениры с изображением монумента Советскому солдату. Были и специальные дипломы. «За музыкальное оформление» отмечен театральный коллектив «Лицом к лицу» (СОШ №5 и ДШИ №2 имени А.Г. Розума); «За лучшую режиссуру» – школьный театр «Арлекин» (СОШ №8); «За творческую инициативу, патриотическое воспитание в семье и любовь к театральному искусству» – семья Струниных; «За исполнение роли Воробья в инсценировке по произведению Ольги Горячевой «Дети войны» – Спартак Саруханян (ТК «Ветер перемен» из СОШ №7); «За исполнение роли пленного немца в инсценировке по произведению Вячеслава Кондратьева «Сашка» – Андрей Воронков (театральная студия «Браво» СОШ №1).
Под занавес фестиваля в театральной гостиной был представлен литературный моноспектакль «Из фронтовой тетради» по произведениям Елены Ржевской в исполнении Ольги Машковой.
Надежда БЕЛОВА.
Фото из архива Дворца культуры.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.