Тема этой статьи вызревала давно и достаточно автономно от внешних проявлений неразберихи, царящей сегодня в нашем ЖКХ. И всё же события последних дней подтолкнули к написанию материала, который, к сожалению, будет больше базироваться на логических умозаключениях и попытках системного анализа, нежели на фактических данных. В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство настолько закрытая структура, что реальные результаты производственно-хозяйственной деятельности хранятся в управляющих компаниях серьёзнее, чем смерть Кощеева. Но думать-то нам никто не запретит, вот и попробуем поразмышлять на заданную тему.
Едва закончились майские празднества, в том числе и самый главный праздник этого года – 70-летие Победы, как в Ржеве почти повсеместно была отключена горячая вода. Ощущение было такое, что газовики едва дождались окончания праздничных дней, после чего начали действовать по своему усмотрению, невзирая, как говорится, на лица. На народ, его законные интересы и требования при этом обращать внимание вообще не стали. Обоснованием случившегося явились многомиллионные долги, которые накопились у теплоснабжающих организаций города (в первую очередь, у самой крупной из них – ООО «Ржевтеплоэнерго»).
И вот здесь сразу начинаются вопросы. Откуда берутся долги, кто, кому, как и сколько должен? Вопросы по большей мере остаются без ответа. И сколько-нибудь достоверных сведений мы не получим уже потому, что в настоящее время отсутствует система муниципального учёта и контроля за деятельностью компаний сферы ЖКХ. Этой работой долгое время занимался расчётно-кассовый центр, располагавшийся на улице Б. Спасская. Но отколовшимся управляющим компаниям контроль со стороны муниципалитета был совершенно ни к чему, и они пару лет назад от него благополучно избавились. Службу расформировали, помещение отдали другой организации. Сбылась, как говорится, мечта редактора самой популярной в Ржеве газеты, который не уставал критиковать единый расчётный центр, и постоянно твердил, что деньги население должно платить напрямую поставщикам услуг.
Ну, вот, как и мечтали некоторые умные граждане, люди платят напрямую. Что мы в итоге имеем? А имеем мы следующее. Администрация города информацией не владеет, ей теперь некому задать вопрос и получить достоверный ответ, сколько же денег было собрано с населения, кому и в каких объёмах эти средства перечислялись. Есть ещё один нюанс, ставящий городские власти в незавидное положение, – существует поправка по статистическому учёту, в соответствии с которой управляющие компании не обязаны отчитываться перед муниципалитетами. Раньше были обязаны, теперь – нет. То есть, УК могут в добровольном порядке предоставлять эти сведения, а могут и не предоставлять. Догадайтесь с трёх раз, какой вариант они выбирают? Взывать к совести в данном случае бесполезно.
Сейчас город отключён от горячего водоснабжения за долги по газу. Но чьи это долги, как они накопились, и почему у ООО «Теплоэнергетик», поставляющего услуги для крановского микрорайона, таких долгов нет? Кстати говоря, в прошлом году ситуация была схожая. В горячем водоснабжении летом были срывы везде, кроме «кранов». Хотя те тоже имели долги, но более умеренные, которые позволяли не принимать кардинальных мер по отношению к «Теплоэнергетику». Сейчас цепочка долгов настолько запутанная, что размотать её, наверное, можно только с помощью правоохранительных органов. Но при этом незыблемым остаётся одно – население в большинстве своём исправно платит за потреблённые услуги и, соответственно, ни при каких условиях не должно становиться крайним и отвечать за чужие грехи и провалы. Однако отвечает.
Теперь мы вступаем на скользкую дорожку предположений и умозаключений. Много лет (фактически четверть века), вникая в проблемы жилищно-коммунального хозяйства, у меня сложилось чёткое понимание того, что все эти беды – следствие системного кризиса в ЖКХ. Источник его – во многом кроется в частной собственности, которая сейчас играет ведущую роль в этой системе. Когда 20 лет назад вице-премьер Немцов начинал реформирование «коммуналки» , тарифы и нормативы в ЖКХ были весьма и весьма умеренными, и население действительно платило мало. Плюс у всех пенсионеров имелись 50-процентные льготы, так что собираемость платежей была реально низкая, а суммы – невелики. Кстати говоря, похожая история сейчас происходит на Украине. Тогда государство решило, что у него нет средств на содержание ЖКХ, частные компании с этим справятся лучше, и начался по всей стране перевод предприятий ЖКХ, теплоснабжающих организаций в новую форму собственности – частную.
Через пару-тройку лет процесс был завершён по всей стране. Однако проблемы никуда не делись, они продолжали нарастать. И это, заметим, на фоне того, что ежегодно шло повышение тарифов на 12-15-17 процентов. Если сравнить, сколько граждане платили в середине 90-х годов и сколько они платят за коммунальные услуги сейчас, то это будет небо и земля. Платежи выросли на порядок, а то и больше, а суммы инвестиций в ЖКХ практически не изменились. Мы по-прежнему имеем ржавые трубы, рвущиеся при малейшем перепаде температуры, протекающие крыши домов, воду, не соответствующую никаким санитарным нормам, и т.п. Огромные деньги, которые платит население, проходят мимо граждан и оседают на неведомых не только гражданам, но и власти счетах.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.