На  прошлой  неделе в Госдуме состоялся «правительственный час», и главным на нём стали слушания по вопросам капремонта. Интересный факт: информационный шум в нашем парламенте по этому поводу возник только после того, как к программе подключилась дорогая столица. То есть вся наша большая страна уже год вносила деньги за капитальный ремонт жилья, а Москва преспокойно продолжала пользоваться бюджетными средствами для ремонта крыш, подвалов, внутридомовых коммуникаций и тому подобное. Зато, как только москвичей подключили к общероссийскому проекту, немедленно начались стоны о тяжести и неподъёмности платежей. Впрочем, некоторые напирали на то, что они и так вкладывают немалые деньги в обустройство не только собственного – приобретённого или приватизированного – жилища, но и всей окружающей среды,то есть, подъезда, дома и даже двора. К таковым поборникам справедливости относится, например, Лолита Милявская, которая почти сразу выступила против сборов на капремонт. Парламентарии утверждают, что количество обращений к ним огромно (в скобках заметим, что целый год они так не считали), и поэтому возникшая проблема требует немедленного решения.


НЕМНОГО ИСТОРИИ. Наверное, стоит разобраться с тем, нужны ли в действительности платежи по капитальному ремонту жилья, и если нужны, то какими они должны быть. Начинать придётся издалека. Вот уже двадцать лет, как в нашей стране идёт реформа ЖКХ. Начатая Борисом Немцовым, с его уходом с государственной должности вице-премьера, она и не думала заканчиваться. Наоборот, только набирала темпы и увеличивалась в масштабах. Суть её не сложна и заключается в том, что все предприятия ЖКХ должны перейти в частные руки, а приватизировавшие свои квартиры жители многоквартирных домов – взять на себя ответственность за состояние МКД. Точно так, как отвечают за свои жилища обитатели частного сектора. В этом магистральном направлении и развивалась так называемая реформа жилищно-коммунального хозяйства. Вполне закономерно, что в итоге она подобралась к необходимости иметь определённые средства для капитального ремонта, поскольку собираемых денег «на содержание жилья» для более масштабных целей явно недоставало. А государство, в свою очередь, не спешило открывать «закрома родины» и тратить средства на ремонт домов, большинство квартир в которых уже были приватизированы. Выход был найден в том, чтобы ввести новую строку «капитальный ремонт» в платёжках и приступить к сбору денег. Правительство предложило, Дума поддержала, и дело пошло. Где-то с полгода в 2014 году гражданам разъясняли возможности и права жильцов в связи с новыми положениями. Гражданам предлагались на выбор три пути. Первый – создание ТСЖ с организацией собственного счёта. Второй – обслуживание предложенной управляющей компанией с выделением домового счёта. И, наконец, третий – фактическое бездействие жильцов и аккумулирование (по умолчанию) собранных средств на капремонт в некоей малоизвестной гражданам структуре, которая к тому же чаще всего находится вне пределов их досягаемости. Какой путь выберет наше, по большей части, малоактивное население, разработчики закона практически не сомневались. Конечно же, подавляющее большинство будет молчать, как рыбы. Потому что собрать всех жильцов дома, оформить документы, которые требуется представить в соответствующие органы и в первом, и во втором случае, нашим гражданам оказалось попросту лень. Так оно и вышло. Деньги ушли в непонятные организации, которыми распоряжаются непонятные люди, а людям, расставшимся со своими кровными, оставалось только вертеть головой из стороны в сторону и чесать в затылке. Неудивительно, что недовольство таким оборотом возникло сразу же. Гражданам не нравилось, что их деньги куда-то уходят, им было непонятно, когда и как будут ремонтироваться их дома. Но, по большому счёту, с их недовольством никто не спешил считаться – до тех пор, пока к программе не подключилась Москва. И вот здесь сразу всё изменилось, как по волшебству. Начались запросы, жалобы, обсуждения. Член думской фракции «Справедливая Россия» Валерий Гартунг рассказал, что к эсерам постоянно поступают жалобы о том, что сотрудники силовых ведомств, а также других структур, работающих на деньги из бюджета, не платят взносы на капремонт. «Платят только те, кому деваться некуда, – пенсионеры или получатели субсидий, так как опасаются, что за неуплату им откажут в этих пособиях», – сказал Гартунг.

А ЧТО НЕ ТАК? Что-то здесь не так, – подумали парламентарии и приступили к разбирательству. А не так оказалось очень многое. Начнём с того, что государство или бывший владелец жилья (например, какое-то ведомство) по законодательству обязаны провести капитальный ремонт домов до того, как отдавать их под приватизацию. Кто-нибудь видел, чтобы на жильцов какого-нибудь дома свалилось подобное счастье? Мне тоже не приходилось ни видеть, ни слышать о таком чудесном повороте событий. Второе – не менее важное обстоятельство. Отдав на откуп всё жилищно-коммунальное хозяйство частным собственникам, как можно было отстранять жильцов от решения их бытовых проблем? А именно это и произошло – путём создания неведомых фондов во главе с мало кому известными управляющими. Между тем, управляют они не собственным автомобилем и не виртуальными армиями на мониторе компьютера, а вполне реальными (и очень большими) деньгами, собранными у сотен тысяч граждан. Как они распоряжаются этими деньгами, мало кому известно. Опасность того, что эти люди окажутся нечисты на руку, вполне реальна. Потом, может статься, в связи с исчезновением громадных средств возникнут уголовные дела, но от этого уже никому не будет легче. Занимаясь уже более четверти века темой ЖКХ, могу сказать, что вполне разделяю мнение экспертов о том, что нашему жилищно-коммунальному хозяйству требуются новые подходы. Первый предлагает доктор экономических наук Никита Кричевский. Это – национализация ЖКХ. Путь не бесспорный, и если идти по нему, то в первую очередь национализация должна коснуться базовых отраслей – поставщиков газа и электроэнергии. Но проблема в том, что стоит однажды пойти этим путём – остановиться будет уже невозможно. Так что вряд ли предложение о национализации когда-нибудь примут. Во всяком случае, в обозримом будущем. Есть и второй, более реальный путь. Его суть в том, чтобы как можно больше граждан приблизить к тем деньгам, которые хоть и являются их собственными, распоряжаются ими посторонние люди. И здесь можно сослаться на собственный опыт. Наш дом, насчитывая менее десяти лет от роду, в 2014 году решил создать ТСЖ. Конечно, инициаторам сего решения пришлось попотеть, чтобы собрать людей, а потом и оформить документы. И вот уже почти два года мы живём в товариществе собственников жилья. Что имеем на сегодняшний день? Прежде всего, в доме установлен общедомовой прибор учёта тепловой энергии, что значительно снизило платежи за отопление. Общедомовой электросчётчик сократил аппетиты энергетиков по части общедомовых расходов. Ремонта сетей в подвале тоже не приходится ожидать месяцами. В нашем подъезде странным образом проведённое освещение, из-за чего свет постоянно вырубало, наконец, было сделано по уму. Наверное, есть ещё какие-то мелочи, о которых я просто не знаю. Кому-то может показаться, что это немного, так ведь и времени прошло с момента создания ТСЖ – всего ничего. Вот таким путём было бы правильнее всего идти, постепенно вовлекая людей в заботы об общем для них жилье и воспитывая умение контролировать расходы. Правда, тут есть один нюанс. Не все дома имеют малый срок износа. Есть и такие, которые денег собирают мало, а вложений требуют огромных. Но здесь уж, извините, надо и государству начать выполнять свои обязательства. Такие МКД необходимо ремонтировать за счёт казны или переселять людей, если здание непригодно для дальнейшего проживания. Сейчас получается так, что капремонтом недовольны все: и жители, и власти – как исполнительные, так и законодательные. У нас в городе провозглашённый в 2014 году капремонт домов так и не был начат по неизвестной причине. То ли с фондом что-то не сложилось, то ли власть в городе часто менялась, не успевая оформить нужные документы, но факт остаётся фактом – два года капремонта у нас не было. Поменяется ли ситуация в 2016 году, увидим – по крайней мере, новая команда администрация подготовила всю необходимую документацию, сейчас идут согласования (по предварительным данным, речь идёт о 69 домах).

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.