Часто от местных жителей можно услышать такую оценку достопримечательностей Ржева и района: «У нас смотреть нечего – всё уничтожено войной». Конечно, война огненным смерчем прокатилась по Ржевской земле, сметая всё на своём пути – великолепные дома, православные храмы, мосты, дворянские усадьбы, старинные парки… И всё-таки в Ржеве и районе есть что посмотреть. А одна из главных ценностей – живописная природа.


НЕСКОЛЬКО ВЕКОВ НАЗАД

Конечно же, наше главное богатство – река Волга. Ведь Ржев – первый волжский город. Много веков несёт Волга свои воды, разделяя Ржев на две части. И была она для ржевитян всем: и поилицей, и кормилицей, и дорогою. Вода в Волге была чистейшая, и ржевитяне (в прошлом ржевцы, ржевитины, ржевичи) для бытовых нужд её брали в основном прямо из реки. Была в нашем городе даже профессия такая – водоноска. Почему-то именно женщины на коромыслах носили воду по домам. Художник А.П. Шведов даже написал картину на эту тему – она даже была выпущена на открытках, но до сих пор так и не довелось её увидеть. Поэтому представляем вниманию читателя аналогичную работу неизвестного автора – 1908 года.

Рыбы в главной русской реке, даже в её верховьях, водилось великое множество, даже русского осетра (причём неимоверных размеров), по словам старожилов, в Ржеве добывали. А вот данные «Генерального соображения по Тверской губернии» (1783-1784 годы): «Волга и другие реки замерзают в ноябре, вскрываются в марте и апреле. Вешние наводнения хотя и великие бывают, и реки выходят из берегов, однако по причине гористого положения вреда строениям никакого не причиняют. В Волге ловится всякая белая рыба, но стерляди и белая рыбица – изредка». Вот так: и стерлядь (царская рыба), и белорыбица в Волге водились. А потом, уже в XX веке, ценные породы рыбы повывелись. Ещё бы! Сколько минеральных удобрений использовали в сельском хозяйстве, сколько мощных предприятий построили…  И ещё одно уникальное явление: знаменитую ржевскую жемчужную ряска (головной убор) и другие украшения изготавливали из речного жемчуга, которого было полно в Волге. Известный русский живописец Алексей Венецианов в 1830-м написал портрет своей супруги, ржевитянки по рождению – Марфы Афанасьевны, в народном костюме и жемчужной ряске из ржевского жемчуга. Сейчас жемчуга в Волге нет – по-видимому, это экзотическое явления ушло в небытие.

\

ГИДРОУЗЕЛ – УГРОЗА ВОЛГЕ

В начале 80-х годов прошлого столетия в СССР приступили к претворению в жизнь плана по строительству в Ржевском районе гидроузла. Вообще, во времена советской власти в нашей стране возникало немало идей по преобразованию природы. Чаще всего такие проекты были крайне неэффективными, поэтому большинство из них так и оказались невыполненными. 21 декабря 1982 года Совет Министров СССР принял постановление «О строительстве Ржевского гидроузла на реке Волге для водоснабжения г. Москвы».  Согласно этому документу на Волге, в районе деревни Соломино, планировалось построить 35-метровую плотину, которая образовала бы новое водохранилище – до Селижарова и выше. Цель создания Ржевского гидроузла – на многие годы вперёд обеспечить столицу СССР питьевой водой. Для решения этой задачи следовало затопить 33 населённых пункта, переселить 520 семей, перенести 440 домовладений, почти 80 животноводческих ферм и других производственных объектов.  При создании рукотворного Ржевского моря под водой оказались бы 270 памятников архитектуры, памятник природы «Бенские пороги», братские могилы солдат и офицеров, павших в боях за Родину в Великой Отечественной войне. И такие потери на тот момент руководство страны вовсе не смущало: на месте началось строительство нового посёлка. А Волгу ждала страшная угроза. Но Ржеву и Ржевскому району повезло: началась перестройка. Писатели Вячеслав Леонидович Кондратьев и Елена Моисеевна Ржевская первыми подняли голос в защиту Волги. Ведь затопленными могли оказаться могилы их фронтовых товарищей. К ним присоединились и другие. Началась многолетняя дискуссия вокруг темы Ржевского гидроузла. Думаю, со временем выйдет книга, в которой очевидцы тех событий расскажут о возникшем противостоянии. В 1990 году вышел из печати тиражом 15000 экземпляров роман Виктора Крюкова «У истоков судьбы». Как писали в представлении литературного произведения: «Новый роман тверского писателя В. Крюкова, осуждая ведомственный авантюризм, поднимает острые проблемы охраны уникальной природы и водных запасов Верхней Волги и озера Селигер». В послесловии к роману опубликован текст, подписанный автором и Е. Яшиным, заменителем главного государственного санитарного врача Тверской области – в защиту великой русской реки. Весной 1987 года известный тверской поэт и историк Вячеслав Воробьёв написал стихотворение «Размытая память». С ним даже познакомился тогдашний первый секретарь Московского горкома КПСС, будущий президент Российской Федерации Борис Ельцин. Есть в этом стихотворении-протесте и такие строки:  

Здесь – столетия русской славы,

Здесь лежит партизан Сеславин,

Разметавший во время оно

Арьергарды Наполеона.

Здесь в позиции передовые

Навсегда вросли рядовые,

Те, кто немца на Волге встретил

В сорок первом и в сорок третьем.

Ноют кости ночной порою,

Чуть присыпанные землёю.

Вы легли под пули и танки

А теперь святые останки

Поплывут кому-то в угоду

По московскому водопроводу.

Завершая разговор о Ржевском гидроузле, хочется напомнить о том, что уже несколько лет в нашем городе идёт разговор о создании «Музея Волги». Но пока это только намерения – никаких действий в этом направлении мы не видим. Но в ситуации, когда о развитии туризма говорят на всех уровнях, необходимо вернуться к этой идее. В первом городе на великой русской реке должен появиться «Музей Волги».

\

СТАРИННЫЕ РЖЕВСКИЕ ПАРКИ

В своё время корреспондент «Ржевской правды» Александр Садиков поднимал в газете тему древних парков и уникальных деревьев Ржевского района. Интересные статьи привлекли к себе внимание многих читателей. А в 2005-м в Твери вышла монография Светланы Дементьевой и Сергея Поташкина (тиражом всего в 300 экземпляров) – «Старинные парки Тверской области». Учёные Тверского государственного университета исследовали все сохранившиеся на нашей земле парки. И если сама книга написала профессиональным (а значит, не очень понятным большинству) языком, то в приложении к ней эти парки названы. Стало быть, у нас есть возможность туда съездить.  В этом списке значатся и парковые зоны Ржева и Ржевского уезда – в частности, в деревнях (сёлах) Безуейское и Харино. Парк (из лип и вязов), а также имение в д. Харино принадлежали представителю Государственной Думы России А.П. Крамарёву (последний владелец – Ромейко). Отмечены также парки в деревнях Бровцыно (при усадьбе XIX века) и Буконтово – при имении земского служателя Андеевского.  В городе Ржеве – парк в имении генерала Ермолова Верхний Бор. Также упоминаются парки в деревнях Глебово и Дуброво (разбит в 1909 году агрономом К.М. Коршуновым), Евграфова дача (роща) в деревне Муравьёво. Сохранились остатки парков в деревнях Ельцы, Зайцево, Зерново. В селе Знаменское сохранилась стена дома, где жила дворня Есиповых, там же располагался и парк. Сомнительна лишь запись в примечаниях о том, что сохранилась церковь Бориса и Глеба – Борисоглебская церковь была уничтожена полностью. Деревня Половинино – парк в имении Игнатьевых. В имении Клепенино тоже располагался прекрасный парк. В примечаниях указано, что дубы в нём (по местной легенде) сажали Чернышевский и Обручев. Упоминаются парки в деревнях Климово, Кокошь, Лызлово, Масальское, Мешино, Михирево, Овчинники, Орехово, Петровское. В деревне Прасолово (Мининские Дворы) находился парк при усадьбе помещика Дубасова. В селе Ратьково был тоже парк, здесь же сохранились остатки храма XVII века. Парковую зону в селе Строево уничтожили во время войны. Парки были разбиты в деревнях Суховарово, Варбшино, Шолохово, Шутово, Чертолино.  В Ржеве и уезде помещики, помимо парков, держали и оранжереи. Скажем, Алексей Игнатьев вспоминал, что у них в оранжерее росли персики и ананасы.

\

СТАНЕТ ЛИ РЖЕВ ЭКОПОЛИСОМ?

В конце 80-х – начале 90-х годов редактором газеты «Тверские ведомости» был известный в области журналист и писатель Владимир Исаков. Я хорошо его знал, он даже приглашал меня работать собкором этого издания по Ржеву и окрестностям (правда, я отказался). Владимир Захарович страстно любил Тверской край, воспевал его в своих произведениях. Решил я намедни перечитать его книги. И обнаружил уникальную статью, посвящённую природным богатствам Ржевского края. Книга «У истоков Волги» вышла в Москве в 1988 году. Полагаю, что за 30 лет изменилось немногое. Исаков рассказывает об оценках Ржева и района в природном отношении, сделанных одним из руководителей университетской экспедиции кандидатом биологических наук Александром Сергеевичем Сорокиным (сейчас он уже доктор наук). «Уникален в природном отношении сам Ржев, – говорит А.А. Сорокин. – Мы редко задумываемся, какое же это богатство – природа в городе. А тут природа поистине необыкновенная: Волга, высокие живописные берега, лес…». Далее Александр Сергеевич рассказывает о природных достопримечательностях Ржева. О вязовой роще, растущей в центре Ржева, на склоне левого берега Волги. Помимо вязов, в роще есть интересные кустарники – лещина, калина, крушина, жимолость, редкие растения. На обрывистом берегу Волги – колония ласточек-береговушек. Ещё одно редкое явление – шмелиный луг, зарегистрированный в центре города. По мнению А.С. Сорокина, Ржев – один из волжских городов, которые следовало бы объявить экополисом. Первый экополис у нас в стране – Пущино – расположен на Оке.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.