К 200-летию Оковецкого собора (1821-2021 г.г.)
Лучом небесным освещённый, Храм Божий на горе стоит. Добром и солнцем озарённый Секреты древностей хранит…
МАЛАЯ СПАССКАЯ, ТОРГОВАЯ
По воспоминаниям ржевских старожилов, до войны и с десяток лет после неё на Князь-Дмитриевской, правобережной, стороне Волги, что на пересечении улиц Грацинского, Марата и Партизанской, располагалась небольшая круглая площадь — Малая Спасская. Здесь одно время даже действовал стихийный базарчик-торжок, где можно было по скромным ценам купить нехитрые сельские продукты и домашние угощения, а при необходимости — обменяться нужным товаром.
Интересно, что именно на этом месте (около городской бани) и сегодня в выходные дни идёт ходкая торговля дубовыми да берёзовыми веничками, благо современный крошечный торговый пятачок как раз и располагается на пути любителей крепкого русского пара.
Тот рыночек, который некогда находился недалеко от Волги (а значит, от доставленных по реке товаров), впоследствии утратил свою актуальность. «Старый базар», как говорят коренные ржевитяне, что и поныне располагается на ул. Коммуны (теперь — Большая Спасская), перетащил на себя все торговые хлопоты мелких торжищ. Но, например, ещё в 50-е годы ХХ века небольшие и спонтанные утренние рыночки собирались на перекрёстке улиц Б.Спасская и Смольная, а также на круглой площади, где ныне стоит памятник «Танк Т-34» (теперь — площадь Мира).
Только в 70-е — 80-е г.г. рынок отсюда переехал на ул. Гагарина. На Князь-Дмитровской стороне в Ржеве торговали на маленьких, почти сельских базарчиках своим парным молочком и только что взбитым душистым маслицем, нежным творожком и духмяным салом с чесночком, перчиком и аппетитными розовыми прослойками. Коровки да своё домашнее хозяйство, огород и небольшой садик были тогда почти у каждой семьи. Крепко, зажиточно, трудолюбиво жил ржевский домовладелец: от забот да хлопот народ не бегал, справно работал да детей своих к труду приучал сызмальства.
На том небольшом рыночке, что когда-то ютился на Малой Спасской площади, близ Волги и речушки Серебрянка, продавали и местную рыбу — налима, щуку, стерлядь и голавля. А другую, простую, ржевитяне и за рыбу-то не считали — так, мелкие семечки в горстке! Совсем рядом, в волжской заводи, стояли живорыбные садки, где в сетчатых ящиках переливалось живое речное «серебро», в изобилии даруемое ржевитянам самой природой.
ДОРОГА К ХРАМУ
Шли годы, сменялись десятилетия и века. Последняя разрушительная война перекроила всё городское пространство, во многом изменив даже его главные ориентиры. Князь-Дмитриевская сторона была переименована в Красноармейскую. Малая Спасская улица — по территориальной близости к Спасо-Преображенскому собору — в ул. Грацинского. 2-я Предтеченская, где находилась сначала деревянная церковь Иоанна Предтечи, а позже — Оковецкий храм с приделом в честь Иоанна Предтечи — стали именовать ул. Марата. А 1-я Оковецкая, правое крыло которой упиралось в Оковецкий храм, получила наименование «Партизанская».
Большинство старинных ржевских улиц были обозначены близостью к церковным строениям, что позволяло быстро определять местонахождение того или иного городского объекта. Немудрено, ведь на начало ХХ века в Ржеве действовали два десятка православных храмов.
Куда бы вы ни шли, а в храм ведёт дорога, Душа зовёт на звон колоколов, Чтоб постоять в спокойствии немного И ощутить величие веков.
БЕРЕГ ЛЕВЫЙ, БЕРЕГ ПРАВЫЙ…
Итак, на «пятачке», где сходились улицы Грацинского, Марата и Партизанская, некогда располагалась Малая Спасская площадь. Сегодня она включает в себя часть ЦРБ, территорию, прилегающую к городской бане, близлежащие частные строения и северные окраины Оковецкого собора.
Напомним: правый берег Волги в Ржеве с начала XVI века именовали Князь-Дмитриевской стороной. И если на левом берегу, на Князь-Фёдоровской стороне, было развёрнуто оборонительное сооружение (крепостная стена), то Князь-Дмитриевская часть города вообще не была укреплена. Прибрежную часть правого берега Волги ещё в XVI- XVIII веках называли «Спас Патриаршей заречной слободой» или «Спасским крестецом» (от латинского «os sacrum», дословно «священная кость»).
Такое название появилось не случайно: Спасский собор действительно являлся своего рода «позвоночником» на волжском берегу, окормляя всё правобережье Волги — от Селигерского края до Зубцовских земель. Известный в своё время художник, музыкант, литератор, просветитель и путешественник Илья Фёдорович Тюменев (1855-1927) во время поездки в Ржеве в 1892 году, сделал такие заметки: «Правый берег Волги, напоминавший Замоскворечье в миниатюре, широко раскидывался по отлогому склону к реке со своими церквами, гостиным двором и базарной площадью, пестрея разноцветными стенами и кровлями своих домиков, линии которых местами перебивались зеленью садовых деревьев; вдали на горизонте синели леса. Но главную красоту картины составляла Волга, извивавшаяся внизу плавным подковообразным движением…».
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.