XXVII фестиваль искусств «Ржевская осень» вновь шагает по концертным площадкам Ржева. В очередной раз ржевитяне стали свидетелями потрясающей программы «Пространство памяти», которую представили ведущие мастера многонациональной российской сцены, участники XVI кочующего фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия». Формат её проведения соответствует образу жизни коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Самобытные артисты кочуют по городам и весям нашей большой страны – так, Ржев стал 127-м по счёту в кочевом маршруте фестиваля. Ржевитянам свои номера представили корякский фольклорный ансамбль «Ангт» (Камчатка), Нивхский народный национальный ансамбль «Пила Кен» (Сахалин), Саамская творческая группа (Мурманск) и ряд других.


ПРИЗВАННЫЕ ИЗ ТУНДРЫ Со сцены Городского Дома культуры «кочевники», прежде всего, рассказали ржевитянам о вкладе своих дедов и прадедов в общую Победу:

– В пространстве нашей памяти – воины из числа коренных народов Севера: более 2000 из них были награждены государственными орденами и медалями. И лучшее продолжение их дел – наша верность традициям!

На фронт уходили вместе – ненцы и их олени. Несколько тысяч оленей участвовали в обороне советского Заполярья в составе уникальных подразделений – оленентранспортных батальонов. Вместе с каюрами (погонщиками) они осуществляли транспортные, наступательные, разведывательные, диверсионные операции. Из десяти тысяч оленей, мобилизованных на фронт, в живых осталось чуть больше тысячи. Остальные, как настоящие солдаты, погибли на Карельском фронте…

ПОД КРИКИ ЧАЕК Концерт начался музыкальной композицией, исполненной на национальных инструментах, которую дополнили голосовые напевы, напоминающие крики северных чаек.

Каждое появление на сцене представителей аборигенной культуры Севера заставляло восхищаться этническим многообразием России. Самобытные сценические костюмы, мощный энергетический посыл, высокая техника исполнения традиционных танцев, отличный вокал – концерт-праздник!

ВАЖНЕЙ ВСЕГО – РОССИЙСКИЙ ЗРИТЕЛЬ О том, как родилась идея кочующего фестиваля, мы беседуем с Еленой Тюриной, бессменным руководителем кочующего фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия», президентом Культурного фонда поддержки национальных искусств.

– Елена Ивановна! Для центральной части России Европа, что называется, – буквально за углом, а всё, что находится за Уралом, нам представляется невообразимо далёким…

– Да, огромна наша Россия-матушка – на её территории проживают 193 народа! И у носителей культур, особенно малоизвестных, всегда есть огромная потребность представить её публике. В течение 16 лет мы формировали наше творческое пространство: ещё на первом фестивале в Москве решили, что будем идти к своему зрителю. Для нас интересно выступать в любой точке мира. Кстати, в 2014 году фестивальный проект «Тунго: Полярный круг», единственный подобный проект нашей страны, был представлен на отдельной площадке Олимпийского парка Сочи с первого до последнего дня проведения XXII Зимних Олимпийских игр. Но важнее всего для нас – российский зритель, ведь наша главная задача – объединение культурного пространства нашей страны.

В России коренная культура сохранилась лучше, чем где бы то ни было. Посещая наши концертные программы, люди начинают возвращаться к своим истокам. Ведь услышать популярную музыку достаточно просто, но зрителю важнее не то, что он и так каждый день видит по телевизору, а то настоящее, исконное, народное искусство, которое мы представляем на своих концертах.

За 16 лет мы представили около 400 программ, посетили порядка 130 городов. И каждый раз волнуюсь – как наше выступление воспримет публика? Популярная музыка проходит через эмоции – зрители моментально на неё реагируют. А к восприятию корневых культур надо быть готовым – сердцем, умом, душой. Кому-то может и не понравится, но наши выступления неизменно оставляет след.

Однажды выступали в детском санатории для детей из социально неблагополучных семей. Повезли к детям горловиков, хотя горловое пение и для взрослого восприятия довольно сложно. Но наш горловик, заслуженный артист России, пожилой, мудрый человек, меня убедил: «Я своим видом искусства расскажу детям про всех птиц и зверей…». Вскоре к нам приехали сотрудники санатория и вручили артистам Благодарственное письмо. Оказывается, их дети долгое время только и жили впечатлениями от нашего концерта. Потому что детям всё понятно на уровне подсознания, и если мы даём им возможность вернуться к своим корням, они воспринимают услышанное и увиденное даже лучше взрослых…

КУЛЬТУРА СПАСАЕТ ЖИЗНЬ

– Елена Ивановна, вам не кажется, что если коренные народы Севера сохранили самобытную культуру, то у русских она выродилась большей частью в некий лубок?

– Культура малых народов Севера складывалась на протяжении многих веков. В её основе – абсолютная гармония человека и природы. Это то, чего так не хватает сегодня городским жителям. В мегаполисах люди теряют свои корни, поэтому не живут в ладу с собой, друг с другом, с окружающим миром. Последние 100 лет у нас идёт очень стремительная миграция населения в города. Из крестьянской страны мы вдруг стали очень урбанизированной. Боюсь, что скоро вся России превратится в одну огромную Москву!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.